Символистом можно только
родить- ся… быть
художником – значит, вы- держивать
ветер из миров искусства, совершенно
непохожих на этот мир, только
влияющих на него; в тех ми- рах
нет причин и следствий, времени и
пространства, плотного и бесплот- ного,
и мирам этим нет числа… А.А.
Блок Начальный период
творческого пути А. Блока отмечен
страстным ожиданием вселенского
обновления. В «Стихах о Прекрасной Даме»
(1897-1904) звучат мистические грезы об
идеале, идея-мечта о грандиозных событиях,
ожидание «огненных бурь» и потрясений.
Зрелые стихотворения поэта все чаще
пронизывают чувство необходимости
установить новые отношения с
действительностью. В письме к С.М.
Соловьеву от 8 марта 1904 года А. Блок
признается: «Во мне что-то обрывается,
и наступает новое в положительном
смысле, причем для меня это желательно,
как когда реже». В
ранних стихотворениях Блока настроение
лирического героя отражают философию
упадка. Ощущение тоски, усталости и
отчаяния характеризуют многие
стихотворения поэта («Я стар душой…»),
но создается предощущение, что печаль
и тягостные сомнения не исчерпывают
жизнь, цель которой в постижении сверх
личностного идеала. В лирике Блока
настойчиво звучат мотивы «преддверья»
перемен, движения к спасению. Блоку
удается избежать символистского упоения
драмой безверия, настойчиво звучащей
в стихотворениях К. Бальмонта и В. Брюсова
1900-х годов. Поэт находит идеал в
преображающей жизнь любви.
В «Стихах и Прекрасной Даме» намечается
оригинальное свойство блоковского
восприятия мира – искренность переживаний.
Поэт не боится упреков в откровенности
поэтического представления интимного
мира, утверждая, что лишь любовь является
источником познания мира: «…Только
влюбленный имеет право на звание
человека». Чувство, убеждает поэт,
упраздняет эгоизм, приближает личность
к абсолютным категориям Красоты и Добра,
раскрывает божественную сущность
мироздания и ценность человеческой
жизни. В цикле «Стихи
о Прекрасной Даме» поэт возрождает
идеал средневекового рыцарства,
утверждает мысль о подвиге во имя
чувства. Эта готовность пожертвовать
собой обличает Блока от таких
поэтов-символистов, как Ф. Сологуб, И.
Анненский, которые признавали в любви
только реальность приносимых ею
страданий. Лирический герой пересматривает
традиции средневековой литературы.
Тема подвига получает в поэзии Блока
новой звучание: на смену мужественному
служению идеалу приходят мотивы
интуитивно-вдохновенного проникновения
в чудо любви, ожидание и предощущения
«тайного союза» с чувственной природой
мироздания. Тем не менее ощущается, что
Блок отдает явное предпочтение
антиаскетизму. Прекрасная Дама уничтожает
«страх сердечный», она поет «сладостно
и нежно», навеки «ласковые сны».