Я вижу: ваши девы
слепы, У юношей безогнен
взор. Назад! Во мглу!
В глухие склепы! Вам
нужен бич, а не топор! А.
Блок
На годы реакции
пришелся стремительный творческий рост
Блока. Воодушевляясь
идеями правды, справедливости,
общественного долга, он вырастает в
поэта национального и овладевает
блистательным мастерством. Темы его
громадны: прошлое и будущее человечества,
мечта и действительность, человеческое
горе и счастье... В стихах его с равной
силой звучат и нежнейшая лирика, и
гневная сатира, и мужественная
гражданственность. Мы встречаем в его
стихах и мгновенное переживание, и
глубокое раздумье, живописные картины
природы и величественные образы прошлого
("Итальянские стихи"), песню и
романс, покоряющие тончайшей музыкальностью,
и волнующие стихотворные рассказы о
человеческих судьбах, исполненные
громадного драматического напряжения
("На железной дороге", "Авиатор",
"Перед судом"). Важной
вехой на творческом пути Блока явился
замечательный цикл "Вольные мысли".
Здесь уже торжествуют принципы того
строгого и мощного поэтического стиля,
воплощением которого служит лирика
зрелого Блока. "Вольные мысли"
проникнуты живым и свободным человеческим
чувством: поэт жадно вбирает в себя все
впечатления реальной действительности,
чувствует себя заодно с людьми, говорит
о своей связи с природой, поет "высокий
гимн" о том, как "вольна душа".
Здесь запечатлен подлинный, ничем не
искаженный и не заслоненный облик мира,
в котором люди трудятся, веселятся,
любят, страдают, умирают. Здесь нарисованы
великолепные по точности и тонкости
изображения картины северной природы.
Здесь, наконец, с большой сатирической
силой разоблачены пошлость и уродство
буржуазного быта. Блок долго оставался
вне настоящей, общенародной жизни, долго
не знал ее. Но зато как велик был восторг
узнавания:
О, весна без
конца и без краю — Без
конца и без краю мечта! Узнаю
тебя, жизнь! Принимаю! И
приветствую звоном щита!
Какой
звонкий, ликующий голос! Однако это не
было слепым, безразборчивым восприятием
действительности — такой, как она есть.
Всем смыслом, всем содержанием своей
поэзии Блок подводит к другому пониманию
и принятию жизни. Как и положено
поэту-романтику, он предъявляет ей
громадные требования. Да, в существе
своем жизнь прекрасна — и достойна
самой пламенной, самой восторженной
любви. "Нет на свете ничего такого, о
чем нельзя было бы спеть песню", —
утверждал Блок. Но жизнь в мире "сытых",
где человек обречен на "голодную и
больную неволю", страшна, темна и
уродлива. Это лишь жалкое подобие
настоящей жизни — и ее можно только
ненавидеть и проклинать. В
поэзии Блока и запечатлены два лика
жизни: лживая, нарумяненная "жизнь"
там, где царят мгла и лютая стужа, тоска
и скука, страдание и смерть, где упыри
стерегут "гроба, наполненные гнилью",
где "зреют темные дела",— и другая,
прогреваемая в свободной романтической
мечте, вольная, чистая и прекрасная
жизнь, где грохочет освежающая буря и
раскрывается "осветленный простор."
И говоря об этой истинной жизни, поэт
характеризует ее облик по преимуществу
образами могущественных стихий либо
человеческой борьбы и деяний: солнце,
дотла выжигаю шее всяческую гниль,
очистительная гроза, буйный ветер,
молния, молот, щит, копье, "священный
меч", обнаженный для битвы за торжество
"нового века"... Жизнь
трудна, в ней идет жестокая неутихающая
борьба, и жить достойно — значит
каждодневно идти на подвиг. На этом пути
человека подстерегают суровые испытания,
может быть, гибель, но все равно: это
единственный путь, достойный человека.
Поэтому, принимая жизнь, нужно быть
всегда готовым к борьбе и подвигу.
И
смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя,
кляня и любя: За
мученья, за гибель — я знаю — Все
равно, принимаю тебя!
Слитное
чувство "любви-ненависти" к жизни
определило всю тональность поэзии
Блока, весь ее трагедийный пафос. Да,
поэзия Блока трагична, и герой этой
поэзии — трагический герой, болезненно
переживающий трагедию раздвоения ("И
отвращение от жизни, и к ней безумная
любовь..."). Но трагическое мировоззрение
не имеет ничего общего с пессимизмом,
беспросветным отчаянием, "отрицанием
жизни" и т. п. Оно всегда обращено к
будущему и не только не отрицает жизнь,
но, напротив, преисполнено пафосом
героического утверждения жизни в ее
идеальной форме. Трагедийное всегда
мужественное. Трагический герой не
склоняется покорно перед "роковой
судьбой", но, руководимый волей к
подвигу, мужественно борется с "роком",
и в этом единоборстве раскрывается
смысл трагедии. Пусть герой погибает в
неравной борьбе за свою "мечту",
подчас и не достигая цели, все равно
сама гибель его героична, потому что
освещает путь следующим поколениям.
Обращаясь к животворным традициям
русской литературы, Блок говорил:
"Великие художники русские — Пушкин,
Гоголь, Достоевский, Толстой — погружались
во мрак, но они же имели силы пребывать
и таиться в этом мраке: ибо они верили
в свет. Они знали свет. Каждый из них,
как весь народ, выносивший их под сердцем,
скрежетал зубами во мраке, отчаянии,
часто злобе. Но они знали, что рано или
поздно все будет по-новому, потому что
жизнь прекрасна". Таким же великим
художником, знавшим, что жизнь прекрасна,
и верившим в свет будущего, был и Александр
Блок.