Александр Блок был поэтом,
который не отделял свою жизнь от
творчества. Он писал в порыве вдохновения,
но через душу Блока прошли все потрясения
его времени. Лирический герой его
произведений заблуждался, радовался,
отрицал, приветствовал. Это был путь
поэта к людям, путь к воплощению в своем
творчестве человеческих радостей и
страданий, трагедия "вочеловечения”. Создав
в юношескую пору восхитительные по
своей идейной целостности "Стихи о
Прекрасной Даме”, где все овеяно
атмосферой мистической тайны и
совершающегося чуда, А. Блок покорит
читателей глубиной, искренностью
чувства, о которой поведал его лирический
герой. Мир Прекрасной Дамы будет для
поэта той высочайшей нормой, к которой,
по его мнению, должен стремиться человек.
Но в своем стремлении ощутить полноту
жизни лирический герой А. Блока спустится
с высот красоты и окажется в мире
реальном, земном, который назовет
"страшным миром”. Лирический герой
будет жить в этом мире, подчинив свою
судьбу законам его жизни. Рабочим
кабинетом А. Блока станет город —
петербургские площади и улицы. Именно
там родятся мотивы его стихотворения
"Фабрика”, которое прозвучит неожиданно
остро даже для самого поэта, являющего
мир социальной несправедливости, мир
социального зла. Оттуда, из "желтых
окон”, "недвижный кто-то, черный кто-то
людей считает в тишине” и, подобно
купринскому Молоху, поглощает их. Впервые
в своем творчестве А. Блок так резко,
недвусмысленно заявил тему народного
страдания. Но перед нами не только
угнетенные люди. Эти люди еще и унижены:
"Ив желтых окнах засмеются, что этих
нищих провели”. Тема
униженного обездоленного человека
получает свое дальнейшее развитие в
стихотворении "На железной дороге”.
Железная дорога здесь — образ
символический. Перед нами железная
дорога жизни, путь, лишенный доброты,
человечности, духовности. По этой дороге
едут люди, мелькают в окнах вагона их
лица — "сонные, с ровным взглядом”,
безразличные ко всему. А "под насыпью,
во рву некошенном”, лежит женщина,
раздавленная "любовью, грязью иль
колесами”, раздавленная жизнью. Вот
эволюция, которую претерпевает образ
женщины в лирике А. Блока — от возвышенной
Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного
"страшным миром”. Картины
бездуховного мира проходят перед
читателем в стихотворении "Незнакомка”:
"пьяные окрики”, "испытанные остряки”
в котелках, пыль переулков, "сонные
лакеи”, "пьяницы с глазами кроликов”
— вот, где приходится жить лирическому
герою. Все это туманит сознание человека
и правит его судьбой. И лирический герой
одинок. Но вот появляется Незнакомка:
Дыша
духами и туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь
в нее, лирический герой хочет понять,
кто перед ним, он пытается разгадать ее
тайну. Для него это означает познать
тайну жизни. Незнакомка здесь — некий
идеал красоты, радости, а поэтому
преклонение перед ней означает преклонение
перед красотой жизни. И лирический герой
видит "берег очарованный и очарованную
даль”, то, чего жаждет его душа. Но
стихотворение заканчивается трагично:
поэт понимает всю иллюзорность своей
мечты: Незнакомка существует только в
его душе. В стихотворениях
поэта звучат "песни ада”, вокруг героя
стихов — бесовские "пляски смерти”,
вселенная пуста, а люди превратились в
маски, потерявшие "невзначай”
душу. "Страшный мир”
не только вокруг, он и в душе лирического
героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы
прийти к пониманию своего пути в жизни.
Об этом его поэма "Соловьиный сад”.
Как жить, куда идти? "Наказанье ли ждет
или награда?” Вот вопросы, которые
пытается решить для себя лирический
герой поэмы. Соловьиный сад — это тот
мир красоты, добра, счастья, который
сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический
герой покидает этот край безоблачного
счастья. Так тема дома переходит в тему
бегства из дома. В соловьиный сад
проникают звуки окружающего
мира:
Заглушить рокотание
моря Соловьиная песнь
не вольна!
Лирический
герой бежит из этого мира, потому что
душа не может не слышать, а совесть не
даст возможность обрести счастье вдвоем.
И поэт вновь возвращается в жизнь, полную
труда, лишений, обездоленности:
Я
вступаю на берег пустынный, Где
остался мой дом и осел.
Но
лирический герой уже не находит своего
дома, навсегда утеряно то, чем он жил
прежде. Счастья нет там, в соловьином
саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает
мучительную трагедию раздвоения:
раздвоены разум и душа, ум и сердце. А
вместе с этим приходит и осознание
невозможности счастья в этом мире. Но
за этим скрыта глубокая авторская мысль:
выбор сделан правильно, так как герой
принес себя в жертву долгу. Единственный
путь человека в мире — это путь постижения
мира, каким бы ужасным он ни
был. Последней трагедией
в жизни лирического героя Блока, да и
самого поэта, становится революция,
которая выпускает на волю все те стихийные
начала, которые не могут быть подвластны
человеку. Мир рушится, и как бы ни хотел
Блок увидеть впереди Христа, он лишь
безнадежно вглядывается в мрачную тьму
метели. Стремление Александра Блока
постичь "страшный мир” привело поэта
к трагическому финалу. Но разве не это
предвидел он, когда писал в стихотворении
"К музе”:
Есть в напевах
твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.