Я вам поведал неземное. Я
все сковал в воздушной мгле.
В ладье — топор. В
мечте — герои. Так я
причаливал к земле. А.
Блок
Творчество А.
Блока, гениального поэта, "трагического
тенора эпохи”, как назвала его А.Ахматова,
во многом определилось эстетикой одного
из модернистских литературных течений
того времени — символизма. Именно с ним
связаны основные темы, идеи и образы
блоковской лирики, ее художественные
средства и приемы. Для того чтобы
проследить наличие и трансформацию
символистских мотивов в творчестве
поэта, необходимо остановиться на
основных положениях эстетики и поэтики
данного течения. Символизм
как направление в искусстве сложился
во Франции уже в 70—80-е годы прошлого
века. Именно в творчестве великих
французских поэтов того времени черпали
свое вдохновение их русские последователи.
Символизм принято считать одним из
проявлений декаданса — мировосприятия,
характеризующегося подчеркнутым
индивидуализмом, уходом от действительности,
разочарованием в традиционных ценностях,
пессимизмом. Символисты решительно
противопоставили мир внутренний и мир
внешний и признали за первым право на
истинность. Нельзя существовать в мире,
не познавая его, и в качестве формы
познания они предложили символ, наделив
его особым, необычным смыслом. Символ
перестает быть лишь средством
художественной образности, условно
выражающим суть какого-либо явления.
Отныне он призван отразить глубинные,
доступные только взору поэта связи
вещей. Он принципиально многозначен, и
эта многозначность достигается за счет
неясности, неопределенности, размытости
образа. Основной принцип изображения
— никаких красок, только оттенки. Задача
поэта — внушать читателю определенное
настроение. Для этого нужна новая система
образов, нужна музыкальная организация
стиха. Для эстетики символизма вообще
свойственна идея синтеза различных
видов искусств, отсюда "музыкальный”
и "живописные” элементы в поэзии,
стремление передать зрительное
впечатление с помощью слухового,
музыкальное — с помощью изобразительного.
К примеру, у Брюсова:
В
гармонии тени мелькнуло безумие, Померкли
аккорды мечтательных линий, И
громкие краски сгустились
угрюмее, Сливаясь в
напев темно-синий.
связаны
с воздействием на его эстетические
взгляды идей символизма. Особенно велико
было влияние русского философа и поэта
Вл. Соловьева. Именно из его произведений
Блок позаимствовал идею о близящейся
мировой катастрофе и учение о Мировой
Душе или Вечной Женственности, призванной
обновить мир. Это влияние и в биографическом
плане — любовь к Л. Д. Менделеевой и
определили во многом мистико-элегическую
направленность стихов Блока, их
индивидуализм и отрешенность от
мира. В наибольшей
степени это относится к циклу стихов о
Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом
автобиографичен, но реальная основа
событий тщательно зашифрована, переведена
на особый, мистический язык. Так, ожидание
невесты и встреча с ней преобразуются
в следующие строки:
Ты
в белой вьюге, в снежном стоне Опять
волшебницей всплыла, И
в вечном свете, вечном звоне Церквей
смешались купола.
Невесту,
любимую девушку поэт изобразил в стихах
как земное воплощение Вечной Женственности.
Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых
в поэзии Блока. Она — идеал духовной
красоты, божество, символ гармонии и
света. Поэт не дает ее портретов — ведь
она почти бесплотна, как всякое видение,
греза, сон. К тому же описать — значит,
определить, а определить — значит,
ограничить. И образ Прекрасной Дамы
остается в блоковской поэзии нераскрытым,
недосказанным, неопределенным. Он явлен
нам только во множестве имен: Прекрасная
Дама, Вечная Женственность, Владычица
Вселенной:
О, Святая,
как ласковы свечи, Как
отрадны Твои черты! Мне
не слышны ни вздохи, ни речи, Но
я верю: Милая — Ты.
Лирический
герой цикла предстает несомненным
индивидуалистом, человеком не только
одиноким, но жаждущим одиночества,
живущим своей внутренней жизнью, чуждым
общественным интересам:
Что
буря жизни, если розы Твои
цветут мне и горят! Что
человеческие слезы, Когда
румянится закат!
Пейзажи
стихов Блока полны отвлеченных и
усложненных образов, призванных передать
символическое соответствие внешнего
мира, мира природы и мира внутреннего:
Я
встал и трижды поднял руки. Ко
мне по воздуху неслись Зари
торжественные звуки, Багрянцем
одевая высь.
Когда
позднее в поэзии Блока появляются
социальные мотивы, основной формой их
выражения по-прежнему остается форма
символическая: реальные события даны
автором условно, образы размыты, характеры
неопределенны. В стихотворении "Фабрика”
поэт рисует фигуру некоего чудовища с
"медным” голосом, согнутые спины
рабочих, желтые окна, где смеются над
обманутыми. С развитием социальной
тематики в творчестве Блока связано
появление в нем новых многоплановых
символов. Например, образ дороги и степи,
поля как символ самой России, ее пути
во времени, ее бескрайних просторов и
неисчерпаемой красоты и силы. Россия
в поэзии Блока становится мифическим
сфинксом, чью тайну нельзя
разгадать:
Дремлю — и
за дремотой тайна, И
в тайне — ты почиешь, Русь.
Воплощением
революционной стихии делает Блок метель
и пожар в своей символистской поэме
"Двенадцать”:
Мы на
горе всем буржуям Мировой
пожар раздуем…
Глубоко
символичен в поэме и образ Христа. Его
нельзя назвать однозначным. В самом
деле, Христос идет впереди двенадцати,
но, может быть, не как невидимый вождь,
а как жертва, или судия, или пророк.
Пожалуй, для самого автора фигура Христа
— выражение страстной жажды обновления,
веры в истину, в любовь и
добро. Музыкальность
— одно из свойств лирики Блока. Он
добивается ее с помощью различных
средств, как правило, это разного рода
(ритмические, звуковые, лексические)
повторы:
Ни любви, ни
тоски, ни обиды. Все
померкло, прошло, отошло... Или: Вот
лицо возникает из кружев, Возникает
из кружев лицо.
В кругу
символистов Блок занимает особое место.
Разделяя во многом их эстетические
убеждения, он не был сторонником крайнего
индивидуализма и пессимизма ("Сотри
случайные черты — и ты увидишь: мир
прекрасен”), проповедником искусства
для искусства, экспериментатором,
отрицающим предшествующую традицию.
Используя и трансформируя идеи символизма,
его методы, поэт сумел выразить не только
свой внутренний мир, но и жизнь эпохи,
воплотив тем самым свое творческое
кредо:
О, я хочу безумно
жить: Все сущее —
увековечить, Безличное
— вочеловечить, Несбывшееся
— воплотить!