Анализ стихотворения А. Блока «Мне страшно с тобою встречаться»
Анализ стихотворения А. Блока «Мне страшно с тобою встречаться»
Все в этом стихотворении
робко и темно, зыбко и туманно… И все
это — знаки "нездешних надежд" на
вселенское "непостижимое чудо",
на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы,
в образе которой для Блока воплощалось
некое всеединое божественное начало,
долженствующее "спасти мир" и
возродить человечество к новой,
совершенной жизни. Вместе с ожиданием
чистой и светлой любви, Вечной Женственности
лирический герой ощущает одиночество,
тоску, жажду встречи с ней, но и боязнь
того, что она окажется не такой, какой
представляется ему. Герой начинает
опасаться, что их воссоединение, то есть
приход Прекрасной Дамы в настоящую
жизнь, реальность, может обернуться
душевной катастрофой для него
самого. Если образы
ранних стихов Блока живут лишь в
божественном, романтическом мире, то в
этом стихотворении жизнь наложила на
все свой отпечаток. Почти ушли юношеская
восторженность и романтизм, а вместо
него появился серый, обыденный мир. И
не только появился, но и занял свое
главенствующее место. А мир фантазии,
мир мечты обратился в легкую дымку
вокруг образа. Постепенно чувствуется
раздвоенность и восприятие образа
женщины через призму двух миров: близкого
и скорбного "здесь” и лучшего, прекрасного
"там”. Так, вечная женственность и
мудрость соединятся воедино со скорбной
реальностью. Душа — ореол, идущий
изнутри, окружает земную оболочку
прозрачной хрупкой дымкой. Именно в ней
и заключена та вечная прелесть женщины,
которую воспевали поэты всех веков. И
это соединение двух миров возносит
женщину в глазах поэта на пьедестал
богини. Она близка,
вполне реальна и в то же время недосягаема,
как божество. "...Я знаю — ты здесь, ты
близко — ты там”. Возможно, что именно
эта удивительная способность видеть в
женском образе божественное начало во
многом определила отношение Блока к
женщине. Живя реальной жизнью, среди
людей, он отчетливо видел, как быт и
серая обыденность давят на женщину и
губят в ней тот светлый образ, воплощение
которого в жизни он искал. Возникает
образ женщины на фоне социальных проблем,
и горькая действительность все более
плотно окружает пыльной завесой "светлый
образ”.