Академия Платоновская, древнегреч. философская школа основанная Платоном около 387 до н. э. в Афинах; названа по имени мифического героя Академа (Akademos). В истории А. п., сыгравшей видную роль в развитии античного идеализма, выделяются: т. н. Древняя (1-я) академия (Платон, Спевсипп Ксенократ и др. середина 4 — середина 3 в. до н. э.), находившаяся под влиянием пифагореизма и способствовавшая развитию математики и астрономии «Средняя» (2-я) академия (Аркесилай) и «Новая» (3-я) академия (Карнеад), развивавшие идеи скептицизма в борьбе против догматизма стоиков, затем 4-я и 5-я академии, характеризующиеся стремлением объединить философию Платона с идеями стоицизма, пифагореизма и перипатетической школы. С 4—5 вв. (Плутарх Афинский) А. п. связывается с неоплатонизмом. В 529 декретом императора Юстиниана А. п. была закрыта. В эпоху Возрождения под названием «платоновской» существовала академия во Флоренции (1459—1521); главным представителем её был Марсилио Фичино.
АКАДЕМИЯ п л а т о н о в с к а я — реакционная идеалистическая философская школа, основанная ок. 387 до н. э. Платоном в пригородной местности вблизи Афин. Название А. происходит от имени мифического героя Академуса. А.П.,в к-рой сам Платон учил свыше 40 лет, сделалась крупнейшим центром идеологии рабовладельческой аристократии и цитаделью античного идеализма. После смерти Платона А. продолжала существовать в течение нескольких столетий. В истории А. различают 3 основных периода: древнюю, среднюю и новую А. Древняя А. после смерти её основателя имела своим схолархом (главой) племянника Платона—Сневсиппа (ок. 409—339 до н. э.), к-рого последовательно сменили Ксенократ из Халкидона (395—314 до п. э.) и Полемон (схоларх в 314—270 до п. э.). Древняя А. в своей борьбе против античного материализма всецело опиралась на идеалистич. теорию Платона о вечных и неизменных идеях, лежащих якобы в основе бытия, стремясь придать этой теории большую логическую стройность и сблизить её с пифагореизмом. Однако, наряду с этим, в Древней А. велась разработка математических и астрономических проблем (Гераклит Поптийский, Евдокс Книдский, Филипп Онунтский). К началу 3 в. до н. э. в Древней А. мистические элементы окончательно подавляют научные интересы.
Упадок древнегреческого рабовладельческого общества нашёл своё отражение в развитии А. сначала по пути скептицизма, отрицавшего способность разума и чувства постигать истину, а затем — эклектизма. Виднейшими представителями скептицизма были основатель Средней А. Аркесилай (315— 240 до н. э.) и основатель Новой А. Карнеад (ок. 214—129 до н. э.). Академический скептицизм сохранился и в учении 0>илона из Ларисы (150—79 до н. э.), учителя Цицерона. Антиох из Аскалона (умер в 68 до н. э.) противопоставил скептицизму эклектическую попытку объединить учения Платона, Аристотеля и Зенона-стоика. Пройдя путь бесплодного скептицизма и превратившись в одну из эклектич. школ нремени упадка античной культуры, А. прекратила своё существование в 1 в. н. э.
В эпоху Возрождения Козимо Медичи создал во Флоренции в 1459 т. п. «Платоновскую А.» — центр для изучения и комментировавия трудов Платона. Флорентийская А., противостоявшая господствовавшему в схоластической философии аристотелизму, достигла расцвета ви главе с Марсилио Фичино. После изгнания Медичи из Флоренции А. была закрыта (1521).