Это стихотворение
Александра Блока принадлежит к периоду
написания "Страшного мира”, когда
главными в восприятии поэтом мира были
ощущения тоски, отчаяния и неверия.
Мрачные мотивы многих стихотворений
данного периода выражали протест Блока
против жестокости страшного мира,
превращающего все самое высокое и ценное
в предметы торга. Здесь царит не красота,
а жестокость, ложь и страдание, и выхода
из этого тупика нет. Лирический герой
отдается отраве хмеля и буйного
разгула
И каждый вечер
друг единственный В
моем стакане отражен И
влагой терпкой и таинственной, Как
я, смирен и оглушен.
В
этот период поэт порывает со своими
друзьями-символистами. От него ушла его
первая любовь — Любочка, внучка
знаменитого химика Менделеева, ушла к
его близкому другу — поэту Андрею
Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние
в вине. Но, несмотря на это, главной темой
стихов периода "Страшного мира” все
же остается любовь. Но та, о ком поэт
пишет свои великолепные стихи, уже не
прежняя Прекрасная Дама, а роковая
страсть, искусительница, разрушительница.
Она мучит и сжигает поэта, а он не может
вырваться из-под ее власти. Даже
о пошлости и грубости страшного мира
Блок пишет одухотворенно и красиво.
Хотя он уже и не верит в любовь, не верит
ни во что, но образ незнакомки в стихах
этого периода все же остается прекрасным.
Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их
нет в его стихах. "Незнакомка”
— одно из самых характерных и красивых
стихотворений этого периода. Блок
описывает в нем реальный мир — грязную
улицу со сточными канавами, проститутками,
царство обмана и пошлости, где среди
льющихся помоев прогуливаются "испытанные
остряки” с дамами.
По
вечерам над ресторанами Горячий
воздух дик и глух, И
правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Лирический
герой одинок в окружении пьяниц, он
отвергает этот ужасающий его душу мир,
похожий на балаган, в котором нет места
ничему прекрасному и святому. Мир травит
его, но среди этого хмельного угара
появляется незнакомка, и ее образ будит
светлые чувства, кажется, она верит в
красоту. Образ ее удивительно романтичный
и манящий, и видно, что жива еще в поэте
вера в добро. Пошлость, грязь не могут
запятнать образ незнакомки, отражающий
мечты Блока о чистой, беззаветной любви.
И хотя стихотворение и завершается
словами "In vino veritas”, но образ прекрасной
незнакомки вселяет веру в светлое начало
жизни. В стихотворении
две части, а основным литературным
приемом является антитеза, противопоставление.
В первой части — грязь и пошлость
окружающего мира, а во второй — прекрасная
незнакомка; эта композиция позволяет
донести главную идею Блока. Образ
незнакомки преображает поэта, меняются
его стихи и мысли. На место бытовой
лексики первой части приходят
одухотворенные, поражающие своей
музыкальностью строки. Художественные
формы подчинены содержанию стихотворения,
позволяя глубже проникнуться им.
Аллитерации в описании грязной улицы,
нагромождения грубых согласных звуков
сменяются далее ассонансами и аллитерациями
сонорных звуков — [р], [л], [н]. Благодаря
этому создается прекраснейшая мелодия
звучащего стиха. Это
стихотворение не оставляет равнодушным
никого, его нельзя забыть, прочитав
однажды, и прекрасный образ волнует
нас. Эти стихи трогают до глубины души
своей мелодичностью; они похожи на
чистую, великолепную музыку, льющуюся
из самого сердца. Ведь не может быть
так, чтобы не было любви, не было красоты,
если есть такие прекрасные стихи.