Стихотворение
"Фабрика", написанное в конце 1903
года, может рассматриваться как точка
поворота на творческом пути Александра
Блока. В образе кого-то "неподвижного"
и "черного" поэт, впервые
непосредственно обратившись к социальной
теме, попытался выразить свое (тогда
еще смутное) представление о "правопорядке",
обрекающем человека на "томления
рабьих трудов". Подъем
освободительного движения в России не
прошел бесследно и для Блока. В обстановке
революционных событий 1904-1905 годов
прежнее равнодушие его к
общественно-политической жизни сменилось
жадным интересом к широко развернувшейся
народной борьбе за свободу. Он участвовал
в революционных манифестациях и однажды
во главе одной из них нес красное знамя.
Революционные события отразились в
целом ряде произведений Блока. На его
стихах о городе лежат багровые отсветы,
символизирующие все сильнее овладевавшую
им тревогу. Багрово-красный цвет, которым
в представлении поэта окрашен внешне
нарядный, а внутри подгнивший мир
"сытых", воспринимается как символ
революции:
И казался
нам знаменем красным Распластавшийся
в небе язык ...
Революция
1905 года была глубоко пережита Блоком и
сыграла громадную, можно сказать —
решающую роль в его жизни и судьбе. Она
вывела поэта из состояния уединения и
созерцательности, в котором он долго
пребывал, показала ему лицо быстро
меняющейся жизни, пробудила в нем чувство
кровной связи с народом и сознание
общественной ответственности за свое
писательское дело. На
смену мистическим видениям в таинственных
храмах приходят реальные, неприукрашенные
картины человеческого горя:
Мы
встретились с тобою в храме И
жили в радостном саду, Но
вот зловонными дворами Пошли
к проклятью и труду. Мы
миновали все ворота И
в каждом видели окне, Как
тяжело лежит работа На
каждой согнутой спине...
Внимание
Блока все больше привлекают "новые
люди", поднимающиеся на арену истории
"из тьмы погребов", — люди-труженики,
творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается
чувство общественной активности. Сам
он ищет гражданской отваги, "отважной
красоты" и гневно обличает тех, кто
остается слеп и глух к запросам
жизни.
Я вижу: ваши девы
слепы, У юношей
безогнен взор. Назад!
Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор!
Блок
не шадит и самого себя — за то, что и ему
не хватает отваги, за то, что, искренне
скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не
смеет "убить"—
Отомстить
малодушным, кто жил без огня, Кто
так унижал мой народ и меня! Кто
запер свободных и сильных в тюрьму, Кто
долго не верил огню моему, Кто
хочет за деньги лишить меня дня, Собачью
покорность купить у меня...
Поражение
первой русской революции Блок воспринял
крайне тяжело, говорил, что оно подорвало
"лучшие надежды". Однако временное
торжество реакции он все же правильно
оценил как "случайную победу"
палачей народа и не потерял спасительной
веры в будущее.
Эй,
встань, и загорись, и жги!
Эй, подними свой верный молот,
Чтоб молнией живой расколот Был
мрак, где не видать ни зги!
С
таким призывом обращался поэт к русскому
рабочему в 1907 году, в обстановке
развернувшегося в стране жестокого
контрреволюционного террора. И этой
своей позиции он никогда не сдавал. В
ряде статей и публичных докладов Блок
звал интеллигенцию к сближению с народом,
утверждая, что только с ним, с народом,
"все пути", что народ является
единственным источником всякой "жизненной
силы", в том числе и творческой силы
художника, поэта. В самое глухое время
реакции у Блока складывается представление
о "живой, могучей и юной России",
которая "мужает" в "сердце русской
революции". Он характеризует эту
революционную Россию как "грозу",
с которой "никакой громоотвод не
сладит".