Я сидел у окна
в переполненном зале,
Где-то пели смычки о любви. Я
послал тебе черную розу в бокале Золотого,
как небо, аи. А.
Блок
Сколько было
сказано слов о любви! Это состояние души
воспевали и Гомер в своих гимнах, и Данте
в "Божественной комедии”... Да мало ли!
Каждому человеку дано любить, и всякий
может понимать это чувство по-своему,
пропуская его через решето своих мыслей,
сплетая с нитью своего воображения или
"соударяя" его с бильярдным шаром
совести. Можно говорить много слов о
том, что любовь не изобразима на бумаге,
что перо не способно начертать формулу
любви. Но только попади это перо в руки
поэта, — и о чудо! Перед нами страсть и
страдание, горечь и сомнение, одолевавшие
человечество вчера, позавчера, целую
вечность! В литературный
мир Блок вошел под сильным влиянием
религиозно-философских идей Владимира
Сергеевича Соловьева, сына знаменитого
историка. Его считали своим учителем
философы-идеалисты начала XX века и поэты
символистского круга. В "соловьевстве”
Блока привлекают представления об
идеале (Мировой Душе) как о духовной
сущности мира, о стремлении к нему как
воплощению Вечной Женственности и
гармонии, о способности Мировой Души
однажды явиться в мир человеческий и
преобразить его, соединив Небо и Землю.
Этому идеальному образу света Блок дал
имя "Прекрасная Дама”. Поэтому один
из первых циклов стихотворений так и
был назван — "Стихи о Прекрасной Даме”.
Написанные от имени лирического героя,
эти мысленные монологи представляют
собой мечты о встрече с прекрасной дамой
своего сердца. Но в любовных переживаниях
не создается объективной картины мира,
ибо, желая встречи, герой желает постичь
космос, мечтает о слиянии индивидуальной
души с Мировой Душой. Поэтому любовь —
источник души поэта, стремление познать
сущность бытия; она бестелесна и
платонична. По
нарастанию чувств этот цикл можно
назвать лирическим романом, где только
два действующих лица: лирический герой
и Прекрасная Дама. Также можно четко
выделить некоторые черты средневекового
куртуазного романа, ибо любовь не только
светлое чувство, но и служение, ожидание
долгожданной встречи. Недаром все стихи
полны предчувствия и ключевым словом
становится глагол "ждать”:
Предчувствую
Тебя. Года проходят
мимо, — Все в облике
одном предчувствую
Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен
нестерпимо, И молча
жду, — тоскуя и любя.
Для
поэта Она — и Древняя Дева, Заря, Купина,
Вечная жена и просто "ласковая, милая,
вечно молодая”. Прекрасная Дама
появляется в природе, через природу,
которая совершенна и тождественна Ей,
но облик Ее на протяжении цикла меняется:
Она — носительница полноты жизни,
жизненных сил, но Она же и смерть, ибо
путь к ней — в разрыве с земным, а
целомудрие — источник и условие
настоящего творчества. Возникает чувство
невозможности соединения, долгожданная
встреча никогда не произойдет: "Ты
свята, но я тебе не верю...” Это закрывает
все пути лирическому герою в поисках
идеала, и он вынужден поменять рыцарские
доспехи на шутовской наряд. Через
четыре года после издания стихов Блок
назовет "Стихи о Прекрасной Даме”
"закрытой книгой бытия”, "ранней
утренней зарей — теми скалами и туманами,
с которыми борется душа, чтобы получить
право на жизнь”. От
"соловьевских” идей Блок приходит к
идее единства бытия со всеми его
противоречиями: единством сказки и
реальности, жизни и смерти, вечного и
преходящего, красоты и уродства, болезни
и здоровья. Многоликость и символизм
этого единства рождает разнообразие
стихов, входящих в цикл "Город”. И здесь
нашлось место светлому чувству. Но где
же на этот раз появляется Прекрасная
Дама? В балладе "Незнакомка” нарисована
странная, натуралистическая картина:
детский плач, женский визг, пошловатые
картины флирта, пыльный пейзаж и страшные
лица пьяниц. Да, именно здесь идет Она.
В том, что это Прекрасная Дама, сомневаться
не приходится:
И веют
древними поверьями Ее
упругие шелка, И шляпа
с траурными перьями, И
в кольцах узкая рука.
Но лирический герой прогоняет
идеал:
Ты право, пьяное
чудовище! Я знаю:
истина в вине.
Почему?
Потому что так устроена жизнь: пошлое
и грязное сосуществует с возвышенным
и святым. Незнакомка в Городе и есть тот
символ единства бытия. Чувство к
Незнакомке — это любовь к Прекрасной
Даме, потопленная в болоте. Но
это не все. Страшный "Город” перерастает
в "Страшный мир”. Лирический герой
этого цикла бредет во тьме, уже не
испытывая никаких желаний; он пережил
все: и "его страсти безотрадной”, и
"мрачные, порочные услады”. Вот
стихотворение "В ресторане”. Это
своеобразный синтез "Стихов о Прекрасной
даме” и "Незнакомки”. Здесь рыцарское
служение и натуралистическая картина,
надломленность чувств и тонкий сарказм.
Но как же все это прекрасно:
…Я
послал тебе черную розу в бокале.
И
хочется верить, что вот сейчас возлюбленная
преобразится и на бренную землю вернется
Она:
И вздохнули духи,
задремали ресницы. Зашептались
тревожно шелка...