В конце XIX — начале
XX века в русской литературе появляется
направление, получившее название
"символизм”. Теоретик символизма В.
Соловьев так сформулировал его основные
принципы. Во-первых, принцип Вечной
Женственности. Среди символистов
присутствовало ожидание новой Богоматери,
которая являлась синтезом Марии, матери
Христа, и обычной, скромной девушки.
Вторым утверждением было то, что "земная
жизнь несовершенна”, из чего проистекало
вечное подсознательное стремление к
Небесному, ирреальному. Напрямую связано
с ним и следующее утверждение символистов:
в реальности подавлена любовь, а Вечная
Женственность есть олицетворение
любви. А. Блок очень
многое из теории В. Соловьева использовал
и сделал основой своего творчества.
Однако также многое было переосмыслено
поэтом. Вот почему лирический герой
Блока не столько типичный герой
символизма, сколько синтез его с личностью
самого Блока. Если рассматривать этого
героя в общем, не разделяя его образ на
различные сборники поэта, можно с
легкостью определить черты, которые не
изменяются на протяжении всего блоковского
творчества. Лирический герой интеллигентен,
чист душой, ему противны пошлость и
обыденность реальности: "Я не люблю
пустого словаря любовных слов...”; его
понимание земного несовершенства и
вера (а он верит) поднимают его на высокий
уровень нравственного и духовного
развития — это от самого Блока.
Естественно, что, обладая всеми
вышеперечисленными качествами, герой
автора ярко выделяется из толпы, понимает
всю правду об окружающем мире и замечает
то, чего не видят другие. Лирический
герой Блока — во многом сам Блок. Но
обладающий возможностью после пережитой
трагедии, а зачастую и духовной смерти
вновь возродиться для того, чтобы
"безумно жить”. "Жизнь”
лирического героя напрямую связана с
жизнью самого поэта, и сам он (лирический
герой) с каждым новым сборником автора
становится все более и более трагичным
и сложным образом. В
первом сборнике А. Блока "Стихи о
Прекрасной Даме” наиболее ярко
проявляется единство романтического
и реалистического и свойственная поэту
бивалентность образа. Герой Блока —
романтик, любящий, но не всегда страдающий.
Счастье для него в существовании идеала
Прекрасной Дамы, а не в реализации любви
к нему. Понятие счастливой любви
переосмысливается Блоком: быть счастливым
не значит быть рядом с любимой: земное
чувство — ниже и упрощеннее идеала и
самого героя.
Если бы
злое несли облака, Сердце
мое не дрожало бы... Скрипнула
дверь. Задрожала рука. Слезы.
И песни. И жалобы.
Вот
где реализация счастья и душевного
напряжения. Самореализация не в "Ты
мой”, "твоя”, "люблю”, "Навеки твой”,
а в "предчувствии” тебя. В
следующем сборнике "Распутья”
мировосприятие лирического героя
выходит за рамки интимного. Поэта
интересует жизнь в рамках реальности,
то, что происходит вокруг, то, неотъемлемой
частью чего он стал. Невозможно понять
его роль в окружающем "хаосе песен воды
и хрипящих звуков”. То ли он "мальчик
больной, играющий в жмурки с Вечностью”,
то ли плачущий черный человек, "гасящий
фонарики, карабкаясь на лестницу”. В
следующем сборнике "Город” кажется,
что, несмотря на любовь поэта к городу,
его лирический герой смертельно устал
от "зловонного кадила городской
гари”.
В этот город
торговли Небеса не
сойдут, —
делает вывод
герой. А значит, этот город не для
него. "Снежная маска”
Блока делится на два цикла: "Снега” и
"Маски”. От одного цикла до другого с
героем происходит душевная эволюция,
и в "Масках” лирический герой Блока
впервые переживает духовную смерть. В
"Снегах” он "непокорен и свободен”;
он опускается до земной любви, совершая
трагическую ошибку:
И
как, глядясь в живые струи, Не
увидать себя в венце? Твои
не вспомнить поцелуи На
запрокинутом лице? Только
потом герой понимает свою ошибку: Я
не открою тебе
дверей. Нет. Никогда.
Слишком
поздно. Для него потерян чистый, высокий
идеал, и в "Масках” "тайно сердце
просит гибели”. "Все
чаще я по городу брожу. / Все чаще вижу
смерть — и улыбаюсь”. "Вольные мысли”
как нельзя лучше передают душевную
усталость поэта. "Моя душа проста”.
После переживаний, страданий и тоски
лирический герой перерождается и
начинает все сначала. "Страшный
мир” — новая грань в мировоззрении
поэта. Страшный мир — это реальность,
которая вытеснила из атмосферы, окружающей
героя, все романтическое и возвышенное.
Страшный мир — это нелюбовь, не только
окружающая его, но и "вытравившая” его
душу, которая "на последний путь вступая
/ Безумно плачет о прошлых снах”.
Опустошение и усталость рождают страсть.
Ищущий выхода герой стоит перед дилеммой:
"Притворяться непогибшим / И об игре
трагической страстей / Повествовать
еще не жившим” или отдаться "роковой
отраде горькой, как полынь, страсти”.
Не будучи в силах сделать выбор, "унижаемый
и злой”, герой делает страшный для мира,
для Вселенной вывод:
Живи
еще хоть четверть века — Все
будет так. Исхода нет...
Умрешь
— начнешь опять сначала, И
повторится все, как встарь.
"Я
сегодня не помню, что было вчера”, —
пишет Блок в следующем своем сборнике
"Возмездие”. Но начинать жизнь сначала
можно лишь с радостным чувством, он же
"смертельно болен” оттого, что его
"земное сердце уставало / Так много
лет, так много дней...”. К
жизни лирического героя возрождает его
"небесное” сердце. "О, я хочу безумно
жить!” — пишет он в "Ямбах”. Вернувшись
к жизни, Блок возвращается к страсти в
сборнике "Кармен”. Для героя "бушует
снежная весна”. Но здесь уже намечается
проблема, которая позднее будет раскрыта
в поэме "Соловьиный сад”:
Здесь
— страшная печать отверженности
женской, За прелесть
дивную — постичь ее нет сил. Там
— дикий сплав миров, где часть души
вселенской Рыдает,
исходя гармонией светил.
В
этой поэме Блок осмысливает проблему
счастья: чему посвятить свою жизнь:
гражданскому или семейному счастью?
Вывод? "Заглушить рокотание моря /
Соловьиная песнь не вольна!” Блок
находит оптимальный выход: он объединяет
интимную и патриотическую любовь в
одном цикле "Родина”. В письме к
Станиславскому Блок пишет: "Этой теме
я сознательно и бесповоротно посвящаю
жизнь”. Слияние темы
Родины с темой любви находит свое
выражение в отождествлении Руси с
образом женщины-крестьянки и возлюбленной
лирического героя. Его образ в произведении
не однозначен и представляет собой
синтез древнего воина и лирического
героя, чья жизнь переосмысливается во
всех циклах и стихотворениях сборника
поэта. В каждом
стихотворении его образ изменяется под
влиянием жизненного опыта А. Блока. В
последнем этапе творчества поэта его
лирический герой — не герой Символизма,
а, скорее, собрание всего пережитого и
перечувствованного Блоком.