Александр Блок — выдающееся
явление в русской поэзии. Это один из
наиболее замечательных поэтов "серебряного
века” и яркий представитель символистов.
От символизма он не отступал, по сути,
никогда: ни в юношеских стихах, полных
туманов и грез, ни в более зрелых
произведениях. Лирика
Блока во всем ее многообразии представляет
собой, в сущности, единое произведение
(так утверждал сам поэт). Это произведение,
создававшееся всю жизнь, является
отражением его творческого пути.
"Собрание стихотворений” в трех томах
составлялось самим Блоком многие годы.
По этой "Трилогии вочеловечения” (как
называл ее автор) нетрудно проследить
становление Блока как поэта, постепенный
переход от мечтаний к действительности.
Переход, конечно, весьма условный, но
заметный. Стихи юного
Блока поражают своей чистотой, нежностью,
даже святостью. Безусловно, он не свободен
от влияния предшественников, и в большей
мере современников, но это не мешает
ему создавать свое, неповторимое, истинно
блоковское. Ранний
Блок — это прежде всего "Стихи о
Прекрасной Даме”. Она предстает символом
Вечной Женщины, Вечной Жены, Святой,
Ясной. Ее образ не омрачен земными
реалиями, хотя известен тот факт, что
Блока вдохновляла в эти годы реальная,
из плоти и крови, женщина — Л. Д. Менделеева,
ставшая впоследствии его женой. Но
вполне земное, пусть возвышенное и
чистое, чувство чудесным образом
преломлялось в стихах и превращалось
в нечто мистически-романтичное. Это,
несомненно, влияние учения о Мировой
Душе — Вечной Женственности, которым
поэт увлекался в те годы. Блок
в своих посвящениях Прекрасной Даме
уходит от окружающей действительности,
запирается в келью своих дум. В эти годы
ему свойственна отрешенная созерцательность.
Однако изредка даже у раннего Блока
просыпается предчувствие грядущего
обновления мира. "Будет день — и
свершится великое, чую в будущем подвиг
души”,— так он писал еще в 1901 году. Поэт
уходил от увлечения мистикой постепенно,
медленно. Решающее влияние на пересмотр
им жизненных ценностей оказали события
начала двадцатого века. Надо заметить,
что в ряду этих событий присутствовала
и личная драма — расставание с женой.
Блок отходит от бесплодных мечтаний и
все чаще смотрит в глаза реальности. Вырвала
же Блока из философского мистицизма
революция 1905 года. Его внутренняя
перестройка отражается в стихах.
Социальные, революционные мотивы звучат
все чаще. Так, довольно широко известное
стихотворение "Сытые” неприкрыто
направлено против господствующего
класса. "Сытые” здесь настолько
беспощадно сравниваются со свиньями,
что удивляешься: неужели тот же автор
несколько лет назад обращался к Прекрасной
Даме? Блок решительно рвет с прошлым,
не отказываясь от него. Поэт
много размышлял в эти годы о красивом
и о прекрасном. "Смертельно скучно не
прекрасное, а только красивое...” —
говорит он. Красивое — не более чем
яркая упаковка, форма, прикрывающая
пустоту содержания. Искусство должно
быть подчинено прекрасному. Для этого
нужно в первую очередь обращаться к
человеку, считает Блок. Революция
тогда уже прочно вошла в сознание народа.
Отрешиться, отвернуться, не замечать
ее было невозможно. Блок пишет:
Мы
— дети страшных лет России — Забыть
не в силах ничего.
На
смену юношеской мечтательности пришло
сознание своего гражданского долга,
понимание ответственности перед своей
страной. Влияние революции чувствуется
теперь