Поэзия Александра Блока —
явление удивительное. Именно этот поэт
стал наиболее близким мне по духу. Но
особенно дорога и понятна мне первая
книга его стихов. И это неудивительно:
она должна быть близка человеку,
начинающему свой путь в мире, ибо именно
в ней наиболее четко прослеживается
путь познания жизни, путь, полный
откровений и разочарований, приближения
к идеалу и утраты его, предчувствия
счастья и столкновения с ужасами
жизни. В предисловии
к собранию своих сочинений А. Блок писал:
"Каждое стихотворение необходимо для
образования глав; из нескольких глав
составляется книга; каждая книга есть
часть трилогии; всю трилогию я могу
назвать "романом в стихах”: она посвящена
одному кругу чувств и мыслей, которому
я был предан в течение первых двенадцати
лет сознательной жизни”. Первая книга
лирики Блока включает в себя стихотворения
1898—1904 годов. Первый
цикл озаглавлен "Ante lucem” — "До света”
или, как переводил это название сам
Блок, — "Предрассветное”. В стихах
этого цикла еще видна неопытность
молодого поэта, но в нем уже формируются
многие темы творчества А. Блока. Первая
из них — это тема, связанная с образом
Гамлета. А. Блок уподобляет себя герою
В. Шекспира и говорит о непонимании
поэта людьми. С этой темой соседствует
мотив противопоставления земного и
потустороннего начал в жизни, воспевание
бесконечности, пространства и, как это
ни странно для молодого поэта, тема
упоения смертью:
О,
верь! Я жизнь тебе отдам, Когда
бессчастному поэту Откроешь
двери в новый храм, Укажешь
путь из мрака к свету!..
Цикл
"Ante lucem” — первый шаг на пути поиска
идеала, пока еще неясного ("таинственный,
еще невнятный знак...”). Иногда поэту
даже кажется, что идеал никогда не
явится:
Счастье брезжит
нам порою, Но
предназначено — не нам...
Однако
уже в стихах этого цикла появляется
характерный для всей лирики Блока мотив
идеального женского начала (стихи об
Офелии, "Твой образ чудится невольно...”,
"Слуга — царице” и пр.). Этот мотив в
ранний период жизни А. Блока может быть
связан с образом Л. Д. Менделеевой,
женщины, которая долгое время владела
мыслями и чувствами поэта. Итак, стихи
первого цикла постепенно подготавливают
нас к восприятию цикла второго,
центрального цикла первой книги стихов
— "Стихи о Прекрасной Даме”
(1901—1902). В цикле "Стихи
о Прекрасной Даме” наиболее отчетливо
прослеживаются различия и связи между,
назовем условно, тремя уровнями стихов
А. Блока — уровнем личным, мистическим
и словарным. Личные
переживания Блока в этот период связаны
с развитием его отношений с возлюбленной.
Все стихи, написанные после встречи с
Л. Менделеевой, Блок называет "Post lucem”
— "После света”. Многие произведения
являются откликом на реальные события
в жизни поэта, например, стихотворение
"Медленно в двери церковные...” связано
с встречей Любови Менделеевой в Казанском
соборе. Однако любовь к реальной женщине
становится не только фактом личной
биографии поэта: она воспринимается
как момент соприкосновения с великим
мистическим образом. Годы
написания второго цикла стихов совпадают
по времени с моментом увлечения А. Блоком
стихами и идеалистической философией
В. Соловьева, которая во многом основывалась
на платоновской идее двоемирия: обыденная
жизнь — это всего лишь бедное подобие
"потустороннего”, "сверхчувственного”.
Центральный образ философии Соловьева
— Мировая душа, олицетворенное начало
вселенной, высшая сила, способная
преобразить мир. Мировой душой в поэзии
Блока становится символический образ
"вечной женственности”, Прекрасной
Дамы, который становится божественным
предметом поклонения:
Вхожу
я в темные храмы, Совершаю
бедный обряд. Там жду
я Прекрасной Дамы В
мерцанье красных лампад.
Приход
Прекрасной Дамы связан с верой в Бога,
но тоже мистическим образом. "Она” у
Блока иногда отождествляется с
Богородицей, потому что именно Прекрасная
Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама
— образ вечный, она соединяет вечным
огнем прошлое и будущее, она — высший
идеал стремлений художника. Мир
становится интересен для А. Блока только
с точки зрения поиска в нем внеземного.
Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь
души не кончается. Главное — уловить в
мире внеземные начала: "последний
вздох, и тайный, и бездонный, слова
последние, последний ясный взгляд”,
"Яркий отблеск неземной”. Воплощением
же неземного на земле, опять же становится
женщина. Все эти
основные идеи переходят и на третий
уровень лирики А. Блока — уровень
словарный. Прекрасная Дама, Ты всегда
пишутся с большой буквы. Все стихотворения
строятся на некоторых опорных словах,
которые приобретают символическое
значение. Слова "гореть, огонь, пламя”
символизируют движение, развитие. Отсюда
яркая метафора: жить — гореть. Круг —
символ совершенства ("Ты отходишь в
сумрак алый, в бесконечные круги...”).
Кроме того, круг — это и нимб на иконе,
а потому ему придается божественный
смысл. Особую символику приобретают
цвета. Алый — это цвет Прекрасной Дамы.
Окруженная мистическим ореолом, она
постоянно пребывает в алом сумраке.
Противопоставление алого и синего
цветов становится для А. Блока символом
противопоставления хаоса и космоса.
Красное — непостижимое, движущееся,
даже иногда демоническое. Синее —
небесное, упорядоченное. Наиболее часто
в стихах встречается лазурный цвет.
Лазурь символизирует божественное,
святое, но к концу цикла этот цвет уже
связывается и с земной женщиной, а потом
лазурное соединяется с белым и становится
символом небесного на земле. Черный
цвет — цвет таинственного мрака,
неизбежных сумерек, мрака в душе
поэта. 7 ноября 1902 года
А. Блок получает "Царственный Ответ”:
Л. Менделеева соглашается стать его
женой. 8 ноября появляется первое
стихотворение цикла "Распутья” — "Я
их хранил в приделе Иоанна...”. Цикл
"Распутья” включает в себя стихи
1902—1904 годов и является последним циклом
первого тома лирики. Его основные темы
— непонятость поэта миром, враждебность
мира. Если первый цикл — это выход
лирического героя в путь, второй — поиск
Прекрасной Дамы, то третий — это
продолжение пути, но движется герой уже
не к, а от идеала. Мистический
мир постепенно снижается до реального,
причем реальность наделяется мистическими
чертами. Поэт оказывается противопоставлен
дьявольскому миру людей:
Никто
не слыхал ничего. Все
визжали неистово, как звери.
В
лирику Александра Блока проникают и
социальные мотивы. Символом враждебного
мира становится фабрика. В стихах
возникает тема двойника, балагана,
театра, обманутого Пьеро ("В час, когда
пьянеют нарциссы...”). Меняется и сам
словарь. Там, где раньше была встреча,
теперь — сон, весна сменяется смертью,
свет — белой холодностью. На смену
образу Прекрасной Дамы постепенно
приходит образ карлика, черного человека,
гасящего фонари, паяца. В стихотворения
врывается стихия: ветер, метель. Изменился
цвет. Преобладает красный — символ
смеха, страха, цвет земных ужасов. В
белом гробу спит "Она”, голубая мгла
отступила далеко-далеко. И именно это
подготавливает рождение второго тома
лирики А. Блока, во вступлении к которому
поэт скажет:
Ты в поля
отошла без возврата. Да
святится Имя Твое!