Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А.Блок. Стихи)
Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А.Блок. Стихи)
Город в произведениях А.Блока
всегда разный, он опьяняет и прельщает
"электрическими снами наяву”, ужасает
трущобами, испражнениями фабрик. Стихия
города, символом которого является
"влекущая”, "пугающая”, "страшная”
и "прекрасная” Незнакомка в период
между двумя революциями, вы теснила из
его творчества Прекрасную Даму. Влияние
в этот период на его творчество поэзии
Валерия Брюсова не сказалось в отражении
города. Если у Брюсова город-гигант,
аполог современной техники "властно
царствует” над миром, то блоковский
город подобен "пузатому пауку”, "пьяному
мертвецу”, "черному аду”. Это убежище
бездомных и несчастных. И царствует там
демон.
Я гляжу на
тебя. Каждый демон во
мне Притаился,
глядит, Каждый демон
в тебе сторожит, Притаясь
в грозовой тишине... И
вздымается жадная грудь... Этих
демонов страшных вспугнуть?
Исчезают
обращения к высокопарной стилистике
стихов о Прекрасной Даме, полных
исторических и мифологических сравнений;
словарь ресторанов и кабаков появляется
все настойчивее:
Пускай
я умру под забором, как пес, Пусть
жизнь меня в землю втоптала, Я
верю: то Бог меня снегом занес, То
вьюга меня целовала!
И
вот "Аврора” изволила дать залп, и Блок
покинул пространство "хрустального
тумана” и "невиданного сна”. Вместо
надуманных мертвецов, призраков и
демонов на улицы города вышли вполне
реальные люди в бушлатах или гимнастерка*.'
Они прошли по городу "революцьонным
шагом”, и у них в руках были не отравленные
кинжалы, а "винтовочки стальные”. Город
окончательно вымер и затих.
Начало поэмы
"Двенадцать” вводит читателя в
обстановку Петербурга конца 1917 года.
Приметы бурной революционной эпохи
воплотились в таких выразительных
деталях, как огромный плакат "Вся власть
Учредительному собранию!”, оплакивающая
Россию "барыня в каракуле”, злобно
шипящий "писатель, вития”, отдельные,
отрывочные реплики, как бы доносящиеся
до читателя. С первых
строк второй главки перед нами возникает
слитный образ:
Гуляет
ветер, порхает снег, Идут
двенадцать человек.
Единый
образ двенадцати освещается автором с
разных сторон. Герои — представители
низов общества, тот городской слой,
который сосредоточил в себе огромный
запас ненависти к "верхам”. "Святая
злоба” владеет ими, становясь чувством
высоким и значительным. Решая для себя
проблему революции, Блок в то же время
как бы напоминает героям об их высокой
миссии, о том, что они провозвестники
нового мира. Так логически подготавливается
финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет
красногвардейцев-апостолов по своему
родному городу через двенадцать глав
из старого мира к новому, он еще показывает
процесс их преображения. Среди двенадцати
только Петруха назван по имени, остальные
одиннадцать даны в виде нерасчленимого
образа массы. Это одновременно и апостолы
революции, и широкое символическое
воплощение низов общества. Какова же
цель этого движения? Каков исход? Об
этом узнают потомки, наследники
Ленинграда, которому более чем через
полвека суждено вновь стать Петербургом.