Теме России я сознательно и
бесповоротно посвящаю жизнь. А.
Блок
"Кругом тонула
Россия Блока”, — именно так писал в
поэме "Хорошо” Маяковский, говоря о
явлении, которого ни до, ни после не
было. Россия для Блока не просто тема,
это целый мир, наделенный своими чертами,
заполненный особыми образами и символами.
Вновь и вновь поэт возвращается к
размышлениям о трагическом прошлом
России, о ее историческом предназначении,
о ее особенностях, о ее многострадальном
народе. Эта тема пришла к автору не сразу
— он проникался ею постепенно, преодолевая
узость и субъективную ограниченность
своих ранних стихов, свершая прорыв в
широкий мир, в жизнь эпохи, страны,
народа. Одно из первых
стихотворений, где Блок обращается к
образу своей Родины — стихотворение
"Гамаюн”. Поэт размышляет о пути России,
исполнением трагедий:
Вещает
иго злых татар, Вещает
казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар, Злодеев
силу, гибель правых...
В
то же время автор отдает дань и пейзажным
описаниям: его влечет прекрасная сторона,
где —
Разгулялась
осень в мокрых долах, Обнажила
кладбища земли, Но
густых рябин в проезжих селах Красный
цвет зареет издали.
Два
символа — широкое поле и дорога — в
дальнейшем часто определяют блоковское
восприятие России. Образы эти многозначны
и емки: это и просторы страны, ее приволье
и вольность, и ее долгий путь в
истории. Первые стихи
Блока полны прекрасных, но отвлеченных
описаний. Родина представляется герою
лишь в грезах:
Дремлю
— и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Но
уже тогда поэт не только изображает
русскую природу, предания "старины
глубокой”, но и замечает ("так я узнал
в своей дремоте”) "страны родимой
нищету”. Прошлое России полно трагедий,
ее настоящее безрадостно, ее будущее —
"в тоске безбрежной”. Такова страна,
о которой пишет Блок. Но — "как и жить
и плакать без тебя”? Поэт верит в будущее
родины: "Не пропадешь, не сгинешь ты”.
В цикле "На поле Куликовом” автор пишет
о долгом пути России, пути борьбы, вечного
боя:
О, Русь моя? Жена
моя? До боли Нам ясен
долгий путь? Наш путь
— стрелой татарской древней
воли Пронзил нам
грудь.
Будущее России
предопределено ее прошлым, которому
суждено "сбываться” вновь и вновь. "И
повторится все, как встарь”, — писал
поэт в другом своем стихотворении.
Цикличность, многократность происходящего
подчеркиваются повтором слова "опять”
("и опять, опять они кричат”), а также
приемом "воспоминания”, узнавания
героем событий происходящего:
Но
узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней?
Поэт
говорит о предчувствии коренной ломки
в судьбе страны. Вообще, все его стихи
о России после 1907 года полны едва
уловимым, но все же явственным, хоть и
непонятным и самому автору гулом, который
впоследствии Блок назовет "музыкой
революции”. А тем временем в стихах его
звучат полувопросы, полупризывы:
Доколе
матери тужить? Доколе
коршуну кружить?
В
своем творчестве Блок видит Россию в
будущем не крестьянским раем, как Есенин.
В стихотворении "Новая Америка” (именно
так определяет поэт страну свою) он
описывает край, где "чернеют фабричные
трубы”, где "заводские стонут гудки”.
Россия "новым обернулась ликом”, и
поэта волнует теперь "другая мечта”. А
потом была война, на которую Блок
откликнулся — не мог не откликнуться
рядом стихотворений. Война — ужасная
трагедия, тяжелое испытание для
страны:
Мы — дети
страшных лет России — Забыть
не в силах ничего.
Революция
1917 года вдохновила поэта на создание
поэмы "Двенадцать”. В ней он показал
крушение старой, буржуазно-помещичьей
России и начало зарождения новой. Блок
не дает ответа на вопрос: "Какой она
будет?” Он не становится ни на сторону
тех, кто вопиет: "Погибла Россия”, ни
на сторону восставших, которые способны
"пальнуть пулей в святую Русь”. Поэт
избегает однозначных оценок, но —
жертва, вождь или слуга — он намерен
быть в гуще событий, в центре жизни своей
страны, своего народа. Сразу
же после поэмы "Двенадцать” Блок пишет
революционно-патриотическую оду "Скифы”,
которая продолжает давнюю традицию
русских классиков, неоднократно
обращавшихся к теме путей и судеб России,
ее роли в цивилизованном мире. Это
традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова,
Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении
Брюсова "Старый вопрос” герой размышляет
о том, "кто мы в этой старой Европе?”.
Во многом этому произведению созвучны
и "Скифы”. Однако Блок поставил этот
вопрос уже в новой исторической
обстановке, по-новому. В
"Скифах” Блок видит Россию в прошлом
щитом "меж двух враждебных рас”,
страной, чьи богатства грабились в
течение долгих веков ("копя и плавя
наши перлы”). Это страна, которая способна
любить и ненавидеть, способна отстоять
себя в веках, способна стать оплотом
всего лучшего, что было создано
человечеством. Это страна — сфинкс,
загадочный и непонятный для старого
мира, противоречивый и многогранный:
Мы
любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений, Нам
внятно все — и острый галльский
смысл, И сумрачный
германский гений...
Подобного
рода противопоставление России Западу
— традиционный мотив русской литературы.
Высокое и жертвенное предназначение
Руси — тема многих произведений, а слова
Тютчева давно стали крылатыми: "У ней
особенная стать”. И Блок полностью
разделяет это мнение. С
целью эмоциональной выразительности
поэт использует при описании русского
характера, многогранной русской души
антонимические словосочетания,
оксюмороны: ненависть — любовь, ликуя
— скорбя, жар холодных чисел, тяжелые
нежные лапы. По словам
А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил
разгадке тайны двух сфинксов: своей
души и России. Несомненно, в лирике поэта
воплощен облик родины — такой, как ее
видел Блок, и любовь к которой он пронес
через всю свою жизнь. И нищая Россия с
ее серыми избами, и "новая Америка”
по-своему дороги автору:
Да,
и такой, моя Россия, Ты
всех краев дороже мне.
Иначе
и не может быть. Настоящий поэт любит
свою страну всегда, даже если она убога,
несправедлива, порочна. Любовь Блока к
России — безоглядна, безусловна,
бескорыстна. Ее высшее проявление —
сама поэзия автора. Россия, во всех ее
ипостасях всегда будет жить в стихах
поэта, в его бессмертных строках:
Идут
века, шумит война, Встает
мятеж, горят, деревни, А
ты все та ж, моя страна, В
красе заплаканной и древней.