Критика и разоблачение
"страшного мира", фальши к убожества
его морали, власти чистогана, проникшей
во все поры буржуазного общества,
мещанского самодовольства и хамской
"сытости" — самая сильная в идейном
отношения сторона поэзии Блока. Самая
сильная, но не единственная. Блок жил
не одной критикой и разоблачением, так
же как и не ограничивался тем лишь, что
повествовал о тоске и муке затертого
лживой жизнью, выбитого из колеи,
измучившегося человека. Беспокойная
совесть, гуманизм, стихийное демократическое
чувство — все это вдохнуло в поэта
желание средствами своего искусства
бороться за человека, за его
будущее:
Пусть день
далек — у нас все те ж
Заветы юношам и девам. Презренье
созревает гневом: А
зрелость гнева — есть мятеж...
Блок
вдохновенно мечтал о рождении "нового
человека" с мужественным, волевым,
героическим характером, "человека-артиста",
способного "ладно жить и действовать".
И вот что особенно важно: Блок понимал,
что такой человек может родиться лишь
в процессе революционного переустройства
общества. Только революция, призванная
испепелить старый мир и изменить весь
облик жизни, способна переродить вялого
и отчаявшегося человека в героя и творца.
Это была одна из заветных мыслей
Блока. Тема "нового
человека" не получила в творчестве
Блока достаточного развития, но без
учета ее представление о поэте будет
неполным. Программное значение в этом
смысле имеет небольшая поэма "Соловьиный
сад" — одно из самых глубоких и
художественно совершенных созданий
Блока. В основе поэмы лежит мысль о том,
что единственное настоящее призвание
человека — труд и борьба и что человек
никогда, ни при каких условиях не должен
изменять жизнь, сколь бы тяжела и сурова
она ни была, ради своего уединенного,
личного, маленького, отдельного счастья.
Если человек обладает сильной волей и
верен своему долгу, никакие сладостные
"соловьиные песни" не могут заглушить
для него грозный, но призывный рокот
волн житейского моря. И напротив: жизнь
жестоко мстит за измену ей — мстит
отчаянием, душевной опустошенностью,
непоправимой утратой своего места в
мире. Вот главная идея поэмы. Не
только "Соловьиный сад", но и многие
другие стихи зрелого Блока говорят о
призрачности красивой, но бесплодной
мечты, уводящей человека от суровой
действительности. Ключом к пониманию
таких стихов могут служить следующие
слова поэта: "...я ведь никогда не любил
"мечты", а в лучшие свои времена,
когда мне удается более или менее сказать
свое, настоящее, — я даже ненавижу
"мечту", предпочитаю ей самую серую
действительность". Это говорит
поэт-романтик. И это
вовсе не означает, что Блок сдает свои
романтические позиции. Бесплодной мечте
(недаром Блок поставил это слово в
кавычки) он противопоставляет другую
— "свободную мечту", которая не
уводит ни в "соловьиные сады", ни
в "елисейские поля", а, напротив,
влечет в самую гущу жизни и заставляет
чутко прислушиваться к биению ее
сердца:
Да, так велит
мне вдохновенье: Моя
свободная мечта Все
льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета...
Вдохновение
приказывало Блоку и другое: "Сотри
случайные черты — и ты увидишь: мир
прекрасен..." Эта мысль лежала в основе
отношения поэта-романтика к миру.
Случайные черты, искажающие облик жизни,
не смогли закрыть перед взором Блока
ее извечной прелести и радости. Поэтому
он признавался, что "страстно любит"
все, что просвечивает сквозь "случайные
черты", любит "весь трепет этой
жизни бедной":
И я
люблю сей мир ужасный: За
ним сквозит мне мир иной, Обетованный
и прекрасный И
человечески-простой...