
Год выпуска: 1999
Издательство:
Ось-89
ISBN: 5-86894-274-4
Формат: DOC
Качество:
OCR без ошибок
Количество страниц:
136
Язык: Русский
Книга
представляет собой учебное пособие,
обобщающее практику использования
современных методов развития самосознания
в тренинговых группах. Психотехники,
игры и упражнения приведены с конкретными
рекомендациями по методике их проведения
и анализу результатов. Каждая глава
снабжена вопросами и заданиями для
самоконтроля.
Рекомендуется
преподавателям психологии, педагогики,
социальным работникам, студентам
психологических факультетов, специалистам
в области групповых методов тренинга
и всем интересующимся современными
технологиями развития самосознания.
Содержание:
Аннотация
Введение
Часть I
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
САМОСОЗНАНИЯ:
НЕМНОГО ОБ ОСНОВАХ
Глава 1.1 |
Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии |
|
Теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других психологических школах Запада. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы и развитие самосознания. |
Глава 1.2 |
Психологический тренинг как метод практической психологии |
|
Соотношение понятий "групповая психотерапия", "групповая психокоррекция" и "групповой тренинг". Общее представление о психологическом тренинге. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. |
Глава 1.3 |
Психологические особенности тренинговой группы |
|
Цели тренинговой группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп. Качественный состав тренинговых групп. Количественный состав тренинговых групп. |
Глава 1.4 |
Общие тренинговые методы |
Глава 1.5 |
Классификация и основные виды тренинговых групп |
|
Критерии классификации тренинговых групп. Гештальт-подход. Групп-аналитический подход. Трансакционный анализ в группе. Психодраматический подход. Телесно-ориентированный подход. Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП). |
Глава 1.6 |
Основные этапы развития группы в тренинге |
|
Общее представление о стадиях развития группы в тренинге. Первая стадия – подготовка. Кризис в развитии тренинговой группы. Вторая стадия – осознание. Третья стадия – переоценка. |
Глава 1.7 |
Ведущий тренинговой группы |
|
Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Характеристика личности группового тренера. Подготовка ведущих тренинговых групп. |
Часть II
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА:
ОЧЕРК АВТОРСКОГО
ОПЫТА
Глава 2.1 |
Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге |
|
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития. Развитие самосознания как цель тренинга. Организационные аспекты комплектования групп и проведения занятий. Содержательные аспекты тренинговой программы развития профессионального самосознания. |
Глава 2.2 |
Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге |
|
Этические проблемы видеосъемки в тренинге. Методические аспекты видеосъемки. Видеосъемка на тренинге и развитие самосознания. |
ЧАСТЬ III
НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ
ТРЕНИНГОВОЙ КУХНИ:
О РЕЦЕПТАХ И
СЕРВИРОВКЕ БЛЮД
Глава 3.1 |
Практическая психология тренинга как искусство |
|
Сценарии тренинговых занятий. Алгоритмы и тренинговая работа. |
Глава 3.2 |
Игровой элемент в психологическом тренинге |
|
Игра: ее атрибуты и значение. Игровые процедуры на тренинговых занятиях. |
Глава 3.3 |
Западни для ведущего |
Глава 3.4 |
Немного о практической философии тренинга |
|
Философия как методология психологического тренинга. Психотехническая мифология и тренинг. Активное добывание субъективной истины. |
Глава 3.5 |
Ритуалы |
|
Связь ритуалов и мифологем. Ритуалы и бессознательные механизмы психики. Примеры ритуалов. |
Глава 3.6 |
Медитативные техники |
|
Общее представление о медитации. Медитации-визуализации как метод психологического тренинга. Общие правила применения медитативных техник. |
Часть IV
АРСЕНАЛ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО
ТРЕНИНГОВ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И
УПРАЖНЕНИЯ
Глава 4.1 |
Разогревающие игры и психотехники |
|
Знакомство. Надувная кукла. Спутанные цепочки. Чемпионат борьбы на пальцах. Шестерка. Встреча взглядами. Коллективный счет. Любое число. Выбор траектории. Краткая психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур |
Глава 4.2 |
Игры, ориентированные на получение обратной связи |
|
Мой портрет глазами группы. Первая проба на роль. Дискуссия в ролях друг друга. Ответы за другого. Молчащее и говорящее зеркало. Рекламный ролик. Самосуд. От сумы да от тюрьмы Страшноватый суд. Стул откровений. |
Глава 4.3 |
Игры социально-перцептивной направленности |
|
Я знаю, что тебе приснилось. Зубы дареного коня. Личный герб и девиз. Белые маги – Черные маги. Шахматы. |
Глава 4.4 |
Коммуникативные игры |
|
Катастрофа в пустыне. Ищу друга. Альтернатива. |
Глава 4.5 |
Психотехники, направленные на помощь в решении проблем |
|
Разговор со сменой позиции. Несказочные проблемы. Метафора проблемы. |
Глава 4.6 |
Медитации-визуализации |
|
Судно, на котором я плыву. Мудрец из храма. Горная вершина. |
Словарь
Литература