..Большое счастье выпадает на
долю тех, которые еще
в ранней молодости находят самих
себя и свои основные
целевые устремления. Г.
Кржижановский
Андрей
Вознесенский — поэт одаренный и
своеобразный. Ему присуще чувство
современности, тяга к многозначности
образов, напряженный лиризм. Его
творчество характеризуется сжатыми
ассоциациями и неологизмами, часто
гротескными метафорами. Он не похож ни
на кого другого. Работает серьезно,
много и выпустил более десяти
сборников. Его стихи
начинают появляться в шестидесятые
годы. Уже в первых сборниках "Парабола”
(1960), "Мозаика” (1960), "Треугольная груша”
(1962), "Антимиры” (1964) проявилась творческая
индивидуальность поэта. Поиски
индивидуального пути не привели Андрея
Вознесенского к отрыву от классической
традиции, но заставили лишь творчески,
по-своему ее осмыслить. В
семье поэта знали и ценили искусство.
В юности Андрей Вознесенский увлекся
архитектурой, серьезно занимался
живописью, затем пришли литературные
увлечения Маяковским, Пастернаком,
Лоркой и Гоголем. Говоря
о творчестве Вознесенского, позже
Николай Асеев скажет, что "родственность
Вознесенского Маяковскому несомненна.
И не только в необычном строе стиха —
она в содержании, в глубокой ранимости
впечатлениями...”. Драматизм,
столь присущий лирике Андрея Вознесенского,
возникает там, где происходит столкновение
нового отношения к миру с реальными
противоречиями современной действительности.
В поэзии начинающего художника есть
четкая граница между тем, что любит и
что ненавидит он всеми силами своей
души. Поэта ранит издевательство над
искусством, над художником, нарисовавшем
портрет Маяковского на асфальте, а
пешеходы, почти не глядя, "бросают мзду”
и топчут ногами его произведение. А на
асфальте, "как рана”, проступает лицо
Маяковского: "Это надо ж — рвануть
судьбой, чтобы ликом, как Хиросимой,—
отпечататься на мостовой!” Поэт не
может примириться ни с трагической
гибелью актрисы Мэрилин Монро, распроданной
ловкими продюсерами, ни с оскорблением
самого имени "женщина”, ее чистоты и
нежности:
Невыносимо,
когда раздеты во всех
афишах, во всех газетах, забыв,
что сердце есть посередке,
в тебя завертывают селедки.
Глаза измяты, лицо разорвано...
Лиризм
Вознесенского — это страстный протест
против опасности духовной Хиросимы, то
есть уничтожения всего подлинно
человеческого в мире, где власть захватили
вещи, а на "душу наложено вето”. Отчетливо
звучит в его поэзии призыв к защите
всего прекрасного, особенно в таких его
стихотворениях, как "Охота на зайца”,
"Отзовись!”, "Первый лед”, "Бьют
женщину”. Непримиримость
ко всяким проявлениям антигуманизма
обретает у Андрея Вознесенского точный
исторический характер. Так в стихотворении
"Гойя” (1959) образ художника является
символом высокой человечности, а голос
Гойи — это голос гнева против ужасов
войны, против зверств реакции.
Я
— горе. Я —
голос Войны, городов
голени На снегу сорок
первого года, Я —
голод, Я —
горло Повешенной
бабы, чье тело, как колокол, било
над площадью голой...
В
стихотворении "Зов озера” (1965) поэт
страстно продолжает эту линию. Спокойное
тихое озеро — творение рук человеческих,
но рук кровавых. Да, здесь были захоронены,
а затем залиты водой жертвы нацистов,
замученные и убитые ими люди из
гетто:
Наши кеды как
приморозило. Тишина. Гетто
в озере. Гетто в озере Три
гектара живого дна.
В
его стихах звучит голос и тех, кто
выдержал смертную борьбу с нацизмом,
кто по праву мог сказать: "Взвил залпом
на Запад— я пепел незваного гостя!”, а
также и голос нового поколения
антифашистов, призывающих не забывать
об угрозах новой войны, уже атомной. В
поэме "Оза” основной мотив — стремление
защитить свою юную любовь от угрозы
чудовищной войны, от обездушенной
цивилизации, что грозит уничтожением
миру. Поэма начинается гимном "Аве,
Оза”, полным высокого напряжения
чувств
А может, милый
друг, мы впрямь сентиментальны? И
душу удалят, как вредные миндалины?.. Ужели
и любовь не модна, как камин? Аминь?
Его
героиня принадлежит реальности, она
чудесное сочетание атомов. Но это
"сочетание частиц” легко разрушить,
стоит атомному взрыву "изменить
порядок”! И он предостерегает
человечество:
Поздно
ведь будет, поздно!
Кто
же угрожает героине поэмы? И тут возникает
сатирический образ "мира навыворот”.
Особую остроту отрицания вызывает мир
бездушных роботов, тех, кто готов ради
бизнеса ввергнуть человечество в ужас
и муки атомной войны. Этот уродливый
мир ненавистен герою поэмы, мир, в котором
утеряны все подлинные чувства, отвергнуты
глубина и сложность человеческой мысли,
осмеяны нежность и чистота:
…Некогда
думать, некогда. в
офисы как в вагонетки, есть
только брутто, нетто — быть
человеком некогда.
Этому
бесчеловечному миру поэт противопоставляет
юность земного шара в зареве Октября.
Образ естественного мира, мира человечности
рисует поэт:
Край мой.
Родина красоты, Край
Рублева, Блока, Где
снега до ошеломления завораживающе
чисты...
И тема любви
переплетается с историей противоборства
двух антимиров. В поэме развертывается
острый непримиримый спор лирика и с
"зарубежным другом”, и с модернистом
— "разочарованным” современником.
Поэт отвергает возможность отказа от
красоты человеческой личности. Лирик
спорит с модернистом нарочито
грубо:
Как сказать ему,
подонку, Что живем не
чтоб подохнуть — Чтоб
губами тронуть чудо поцелуя
и ручья.
Любовная
лирика поэта неизменно оказывается
шире и глубже своего назначения. Обращение
поэта к сложному и прекрасному "чуду
любви” неразрывно связано с благоговейным
чувством удивления перед неповторимостью
человеческой личности, ее творческими
силами. Лирический
образ героини у Вознесенского часто
сливается с природой, воплощает ее
наивную и добрую красоту. Героиня видится
ему то "как мокрая ветка ольховая”, то
как "горный родничок”. Поэт прибегает
к фольклорной традиции, когда деревья
говорят человеческими голосами. Его
лирический герой протестует против
всякой лжи, предостерегает любимую от
растраты чувств: "...потерять себя — не
пустяк — вся бежишь, как вода в
горстях...” В своих
стихах Андрей Вознесенский сумел
выразить страстную веру в человека и
активное неприятие антагонизма, которые
составляют отличительную черту нашего
современника — гражданина нового
общества.