Читая стихотворения Блока
и Есенина, мы видим, что на протяжении
почти всего творчества они воспевали
Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним
испытываем горячую любовь к Родине, к
жизни и всему живому на земле, чувствуем
связь с народом, сознаём неповторимость
и ценность человеческих чувств. "Чувство
Родины – основное в моём творчестве,”
– говорил Есенин. Родина – это, прежде
всего место, где мы родились и выросли.
Природа в стихах Есенина – частица
повседневного быта, и поэтому солнце
сравнивается с тележным колесом, облака
с коровами, поливающим поля своим
молоком. И все эти образы образовываются
из деревенского фольклора. Русь Есенина
– это ощущение красоты, гармонии и
раздолья. Мы видим бескрайние поля,
избы, и всё это вызывает у нас чувство
благоговения. И мы понимаем, что нет
ничего дороже Родины. Есенин смотрит
на мир одновременно светлый и грустный,
потому что этот родной край внешне
неброский и небогатый. Но всё-таки он
близок сердцу поэта. И пусть родимый
дом низенький, и небеса похожи на
дешёвенький ситец, и хлеба небогатые,
но всё это поэт согревает своей горячей
любовью. Мы знаем, что любовь к Родине
– это основа патриотизма, нравственности
и духовности. Для крестьянина нет красоты
без труда. В труде выявляются сила и
удаль. В стихотворении "Я иду долиной…”
радостный труд проявляется в празднике.
Любовь к Родине помогла Есенину всем
сердцем принять революцию. Также с
образом Родины у Есенина сочетается
образ матери. Мать для Есенина это образ
воплощения нравственной чистоты.
Революция для Есенина явилась, как
осуществление вековой мечты народа о
счастливой жизни: "Да здравствует
революция на земле и на небесах”. В
стихотворении "Письмо матери”, говоря
о "золотой бревенчатой избе”, Есенин
утверждает необходимость для человека
чувства Родины, связи с отчим домом. В
стихотворении же "Неуютная жидкая
лунность” Есенин отвергает отсталую
Русь и заменяет бесконечными равнинами
и усохшими вербами. Воспевая красоту
новой "стальной Руси”, Есенин остаётся
верным к любви отчего края. Влюблённость
Есенина в красоту деревенской Руси
разрешается мотивом духовного и
физического слияния с нею, он хотел бы
в ней "затеряться”. Избыток счастья
поэт испытывает, как самоуничтожение:
"Я хотел бы затеряться в землях твоих
стозвонных.” В стихотворении "Там, где
вечно дремлет тайна”, дух поэта уходит
от земли, где он только "гость случайный”,
для того, чтобы смотреть вниз, всё на те
же родные пашни и перелески. Революция
оживила есенинскую поэзию, нарушила
тишину "голубых полей и рощ”. Поэту
ещё не известно, чем обернётся для Руси
революция. Он одаривает Родину образами
своих радостных предчувствий и ожиданий.
Центром всего происходящего является
Русь, в её крестьянском обличии: "Нет
лучше, нет красивей твоих коровьих
глаз”. Образ
"Руси-метелицы” заполняет собою даже
космос: "Над тучами, как корова, хвост
задрала заря”. Поэзия Есенина скорбно
окрашивается, поэт грустит по гибнущей
деревне, которая осознаётся им, как
вечный источник духовности. Любовь
и красота для Блока – наивысшее проявление
человеческого духа, они наполнены
очистительной силой. Красотой
поэт измеряет реальность действительности.
Самой дорогой темой для Блока была тема
родной земли и неизменной любви к ней.
Во всех стихах мы видим искренность
слов о Руси. Тема родины в стихотворении
"Россия” уходит как бы в будущее и
перекликается с восприятием Родины
Пушкиным и Некрасовым. Подлинная
народность сближает исповедь Блока со
"странной” лермонтовской любовью к
отчизне. В стихах этих поэтов сходны
даже ситуации. Выражается скорбная
любовь: "Твои мне песни ветровые – как
слёзы первые любви”.