Тема родины относится к
числу вечных в поэзии. К ней обращались
художники слова во все времена. Но в
творчестве А. Блока эта тема обретает
особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже
веков, о себе и своих современниках он
сказал: "Мы — дети страшных лет России”.
Предчувствие "неслыханных перемен”
и "невиданных мятежей” отбрасывало
особый отблеск на любовь А. Блока к
России, делало ее противоречивой и
обостренной. В ранней
поэзии А. Блока тема России не звучит
как самостоятельная. Но все события его
духовной жизни проходят на фоне русского
пейзажа. Например, в стихотворении 1901
года "Видно дни золотые
пришли...”:
Видно,
дни золотые пришли. Все
деревья стоят как в сиянье. Ночью
холодом веет с земли; Утром
белая церковь вдали И
близка и ясна очертаньем.
Героиня
блоковских стихов ранних лет обретает
черты сказочной царевны из русских
сказок, жилище ее — заколдованный терем,
а герой — царевич, князь, жених. Поэзию
А. Блока этих лет пронизывают образы
русской культуры, нередко в их романтическом
облике, например, в стихотворении "Ночь
на Новый год” возникает образ Светланы,
героини баллады В. Жуковского. Мир ранней
поэзии А. Блока — это мир прекрасной
мечты, и этой прекрасной мечтой окутан
образ России. К
постижению родины подлинной, далекой
от чарующей сказки, поэт шел через мотивы
страшного мира. Именно в этот страшный
мир попадает блоковский герой, уйдя от
Прекрасной Дамы, выйдя из заповедного
сада своих ранних стихов в страшный мир
природы, где звезды и зори сменяет мир
мхов, болот с хромыми лягушками, ржавых
кочек и пней. Населяют эту природу
диковинные существа: колдуны и косматые
ведьмы, "твари весенние”, чертенята,
"больная русалка”. Не менее страшен и
облик людей, обитающих в этом мире: это
герои зловещего балагана, носители
"всемирной пошлости”, живые мертвецы,
как, например, в цикле стихов "Пляски
смерти”. Наиболее известное стихотворение
этого цикла — "Ночь, улица, фонарь,
аптека...”, в котором самой композицией
подчеркнута полная безысходность,
замкнутость жизни в страшный круг.
Однако страшный мир — это не только мир
вокруг поэта, это и мир в нем самом. Так,
в самом своем известном стихотворении,
надолго ставшем символом поэзии А.
Блока, — "Незнакомка” — лирический
герой принадлежит двум мирам: миру
мечты, поэзии, где все окутано дымкой
тайны, а поэт — хранитель этой тайны.
Но он же не отделяет себя и от низменного,
пошлого мира "испытанных остряков”,
бездушной и мертвенной природы, в которой
самое поэтичное ее явление — луна на
небе — превращается в мертвый диск.
Недаром заканчивается стихотворение
возвращением лирического героя от мечты
к реальности. Страшный
мир, созданный А. Блоком, — это тоже
Россия, и высшее мужество поэта не в
том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы
видеть и принять, полюбить свою страну
далее в таком неприглядном обличье. Сам
А. Блок предельно открыто выразил эту
свою любовь-ненависть в стихотворении
"Грешить бесстыдно, непробудно,..”,
написанном в 1914 году. В нем возникает
крайне отвратительный, безмерно
отталкивающий облик человека бездуховного,
лавочника, вся жизнь которого — это
беспробудный сон духа, даже покаяние
его лишь минутно. Подавая грошик в
церкви, он тут же, вернувшись, обманывает
на этот грош своего ближнего. Моментами
стихотворение звучит почти как сатира.
Герой его обретает черты символические.
И тем неожиданнее и сильнее звучит финал
стихотворения:
До,
и такой, моя Россия, Ты
всех краев дороже мне.
Одним
из первых непосредственных обращений
А. Блока к теме России как к самостоятельной
стало его стихотворение 1906 года "Русь”.
Страна предстает в этом стихотворении
как заповедная, сказочная. Таково само
ее пространство:
Русь,
опоясана реками И
дебрями окружена, С
болотами и журавлями, И
с мутным взором колдуна...
Россия
в этом произведении как бы спящее
заколдованное царство, и лирический
герой проникается ее тайной, его живая
душа погружена в дремоту. Русь убаюкала
ее на своих просторах. Итогом размышлений
А. Блока о судьбах своей страны стал
цикл стихов "Родина”, который создавался
с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам
сложной и драматической темы обращается
поэт в этом цикле. Здесь и размышления
о Руси как о заповедной стране, чья
хозяйка — сказочная княжна, которую
отличает традиционный облик русской
красавицы — статной, с косой. Символом
этой страны становится тихий дом в
густой траве, покинутый героем ради
тревог и битв. В этот
цикл входит и стихотворение "На железной
дороге”, в чем-то перекликающееся с
некрасовским "Что ты жадно глядишь на
дорогу...” Здесь судьба России осмысливается
через женскую судьбу, горькую и
трагическую, и это тоже традиционно для
русской поэзии. Одно
из наиболее известных стихотворений
цикла — "Россия” ("Опять, как в годы
золотые...”). В последних произведениях
цикла "Родина” появляется новая нота,
связанная с тем, что в судьбе страны
наступил поворот, началась война 1914
года, все яснее звучат в стихах поэта
мотивы будущей трагической судьбы
России. Это ощущается в стихотворениях
"Петроградское небо мутилось дождем...”,
"Я не предал белое знамя...”, "Коршун”
и других. Однако тема трагического
предвидения звучит в стихотворениях
из цикла "Родина”, написанных задолго
до войны 1914 года, в стихотворениях,
объединенных темой, обозначенной в
названии: "На поле Куликовом”. Написаны
эти стихотворения в 1908 году и посвящены
одному из самых значительных событий
русской истории. В 1912 году Блок писал:
"Куликовская битва принадлежит, по
убеждению автора, к символическим
событиям русской истории. Таким событиям
суждено возвращение. Разгадка их еще
впереди”. Значение Куликовской битвы
(восьмое сентября 1380 года) было не столько
военным, политическим, сколько духовным.
И не случайно обращается к этому событию
поэт в предвидении трагических лет
России. Мне хотелось бы проанализировать
первое стихотворение цикла "На поле
Куликовом”:
Река
раскинулась. Течет, грустит лениво И
моет берега. Над
скудной глиной желтого обрыва В
степи грустят стога. О,
Русь моя! Жена моя! До боли Нам
ясен долгий путь! Наш
путь — стрелой татарской древней
воли Пронзил нам
грудь. Наш путь —
степной, наш путь — в тоске безбрежной, В
твоей тоске, о, Русь! И
даже мглы — ночной и зарубежной — Я
не боюсь. Пусть ночь.
Домчимся. Озарим кострами Степную
даль. В степном дыму
блеснет святое знамя И
ханской сабли сталь... И
вечный бой! Покой нам только
снится Сквозь кровь
и пыль... Летит, летит
степная кобылица И
мнет ковыль... И нет
конца! Мелькают версты,
кручи... Останови! Идут,
идут испуганные тучи, Закат
в крови! Закат в крови!
Из сердца кровь струится! Плачь,
сердце, плачь... Покоя
нет! Степная кобылица Несется
вскачь!
Стихотворение
посвящено осмыслению исторической
судьбы России. И судьба эта пророчески
описывается автором как трагическая.
Символом ее становится стремительно
мчащаяся степная кобылица. Возникает
традиционное для поэзии ощущение
единства жизни людей и жизни природы.
Сами природные явления здесь окрашены
в трагический кровавый цвет ("Закат в
крови!”). Этот мотив
встречается и в других стихотворениях
цикла "Родина”, например, в стихотворении
"Петроградское небо мутилось дождем...”:
"В закатной дали были дымные тучи в
крови”. В стихотворении "Река
раскинулась...” несколько раз меняется
объект поэтической речи. Начинается
оно как описание типично русского
пейзажа: скудного и грустного. Затем
звучит прямое обращение к России, и,
надо сказать, в свое время оно многим
показалось шокирующим — ведь А. Блок
обращался к своей стране так: "О, Русь
моя! Жена моя!”. Однако в этом нет
поэтической вольности, есть высшая
степень единения лирического героя с
Россией, особенно если учесть смысловой
ореол, данный слову "жена” символистской
поэзией. В ней он восходит к евангельской
традиции, к мистическому, духовному, а
не телесному единению. И,
наконец, в финале стихотворения возникает
новый объект обращения: "Плачь, сердце,
плачь...” В стихотворении А. Блок
употребляет авторское "мы”, размышляя
о судьбах людей своего поколения. Они
представляются ему трагическими,
стремительное движение — это движение
к гибели, вечный бой здесь не радостен,
а драматичен. Теме стихотворения
соответствует его интонационный строй,
сам темп поэтической речи. Она начинается
спокойно, даже замедленно, затем темп
стремительно нарастает, предложения
делаются короткими, в половину, а то и
в треть поэтической строки (например:
"Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами”).
Нарастают восклицательные интонации:
в семи строфах стихотворения автор семь
раз употребляет восклицательный знак.
Поэтическая речь здесь предельно
взволнованна. Это ощущение создается
и стиховым строем текста. Произведение
написано разностопным ямбом, что придает
ему особую динамичность и стремительность,
передавая безудержный и страшный порыв,
вечный бой, трагическое приближение к
гибели. Стихотворение
А. Блока о России, прозвучавшее в те
годы, когда судьба ее неуклонно
приближалась к катастрофе, когда сама
любовь к родине обретала внутренний
драматизм, звучит сегодня удивительно
современно и являет нам образец той
мужественной всевидящей преданности
своей стране, которая была воспринята
поэтом от лучших традиций классической
русской литературы.