Тема родины относится к числу
вечных в поэзии. К ней обращались
художники слова во все времена. Но в
творчестве Блока она обретает особое
звучание. В ранней
поэзии Блока тема России не звучит как
самостоятельная. Но все события его
духовной жизни проходят на фоне русского
пейзажа. Например, в стихотворении 1901
года "Видно, дни
золотые пришли...”:
Видно,
дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;
Утром белая церковь вдали И
близка и ясна очертаньем.
Мир
ранней поэзии Блока — это мир прекрасной
мечты, и этой прекрасной мечтой окутан
образ России. К
постижению родины подлинной, далекой
от чарующей сказки, поэт шел через мотивы
страшного мира. Именно в этот страшный
мир попадает блоковский герой, уйдя от
Прекрасной Дамы. В нем живут диковинные
существа: колдуны и косматые ведьмы,
"твари весенние”, чертенята, "больная
русалка”. Не менее страшен и облик
людей, обитающих в этом мире: это герои
зловещего балагана, носители "всемирной
пошлости”, живые мертвецы, как, например,
в цикле стихов "Пляски смерти”. Наиболее
известное стихотворение этого цикла —
"Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...”, в котором
самой композицией подчеркнута полная
безысходность, замкнутость жизни в
страшный круг. Однако страшный мир —
это не только мир вокруг поэта, это и
мир в нем самом. Страшный
мир, созданный Блоком, — это тоже Россия,
и высшее мужество поэта не в том, чтобы
не видеть этого, а в том, чтобы видеть и
принять, полюбить свою страну даже в
таком неприглядном обличье. Сам Блок
предельно открыто выразил эту свою
любовь — ненависть в стихотворении
"Грешить бесстыдно, непробудно...”,
написанном в 1914 году. В нем возникает
крайне отвратительный, отталкивающий
образ человека бездуховного, лавочника,
вся жизнь которого — беспробудный сон
духа, даже покаяние его лишь минутно.
Подавая грошик в церкви, он тут же,
вернувшись в лавку, обманывает на этот
грош своего ближнего. Моментами
стихотворение звучит почти как сатира.
Герой его обретает черты символические.
И тем неожиданнее и сильнее звучит финал
стихотворения:
Да,
и такой, моя Россия, Ты
всех краев дороже мне.
Одним
из первых непосредственных обращений
Блока к России как к самостоятельной
теме стало его стихотворение 1906 года
"Русь”. Россия в этом произведении как
бы спящее заколдованное царство, и
лирический герой проникается ее тайной,
его живая душа погружена в дремоту. Русь
убаюкала ее на своих просторах. Итогом
размышлений Блока о судьбах своей страны
стал цикл стихов "Родина”, который
создавался с 1907 по 1916 год. К самым
различным аспектам сложной и драматической
темы обращается поэт в этом цикле. Здесь
и размышления о Руси как о заповедной
стране, чья хозяйка — сказочная княжна,
которую отличает традиционный облик
русской красавицы — статной, с косой.
Символом этой страны становится тихий
дом в густой траве, покинутый героем
ради грядущих битв. В этот цикл входит
и стихотворение "На железной дороге”,
в чем-то перекликающееся с некрасовским
"Что ты жадно глядишь на дорогу...”.
Здесь судьба России осмысливается через
женскую судьбу, горькую и трагическую,
и это тоже традиционно для русской
поэзии. Одно из наиболее известных
стихотворений цикла — "Россия” ("Опять,
как в годы золотые...”). В последних
произведения цикла "Родина” появляется
новая кота, связанная с тем, что в судьбе
страны наступил поворот, началась война
1914 года, все яснее звучат мотивы будущей
трагической судьбы России. Это особенно
остро ощущается в стихотворениях
"Петроградское небо мутилось дождем..”,
"Я не предал белое знамя...”, "Коршун”
и в других. Однако
тема трагического предвидения звучит
и в стихотворениях, написанных задолго
до войны 1914 года, в стихотворениях,
объединенных темой, обозначенной в
названии: "На поле Куликовом”. Они
посвящены одному из самых значительных
событий русской истории. В 1912 году Блок
писал: "Куликовская битва принадлежит,
по убеждению автора, к символическим
событиям русской истории. Таким событиям
суждено возвращение. Разгадка их еще
впереди”. Значение Куликовской битвы
было не столько военным, политическим,
сколько духовным. И не случайно обращается
к этому событию поэт в предвидении
трагических лет России. Мне хотелось
бы проанализировать первое стихотворение
цикла "На поле Куликовом”: "Река
раскинулась. Течет, грустит лениво...”.
Данное произведение посвящено осмыслению
исторической судьбы России. И судьба
эта пророчески описывается автором как
трагическая. Символом ее становится
стремительно мчащаяся степная кобылица.
Возникает традиционное для поэзии
осмысление единства жизни людей и жизни
природы. Сами природные явления здесь
окрашены в трагический кровавый цвет
("Закат в крови!”). Этот мотив появится
впоследствии и в других стихотворениях
Александра Блока. Многие
произведения Блока и сегодня звучат
удивительно современно, являя нам
образец той мужественной преданности
своей стране, которая была унаследована
поэтом от лучших представителей
классической русской литературы.