Есть поэты, чье творчество
входит в наши сердца как бесценный дар,
с которым мы никогда не разлучаемся.
Среди них — Александр Блок... М.
Рыльский.
Поэзия А. А.
Блока покоряет сердца читателей
зачаровывающей музыкой стиха, красотой
выраженного чувства. Она учит понимать
и ценить подлинное искусство и получать
от него истинное наслаждение. Как
поэт Блок формировался под влиянием
русской классической литературы. В
начале творческого пути наиболее близким
ему оказался романтизм В. А. Жуковского.
Певец природы, как называл его В. Г.
Белинский, учил юного поэта чистоте и
возвышенности чувств, постижению красоты
окружающего мира, соприкосновению с
тайной Бога, вере в возможность
проникновения за предел земного. Уроки
Жуковского не прошли для Блока бесследно:
взращенные ими "острые мистические
и романтические переживания" обратили
Блока в 1901 году к творчеству поэта и
философа-мистика Вл. Соловьева, который
был признан "духовным отцом"
младшего поколения русских символистов
(А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов,
Эллис и др.). Идейным стержнем его учения
была мечта о царстве теократии, которое
возникает из современного мира, погрязшего
во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем
Мировой Душой, Вечной Женой, которая
предстает своеобразным синтезом гармонии
и красоты, добра, духовным началом всего
живого. Эта соловьевская тема стала
центральной в ранних стихотворениях
Блока, составивших первую его книгу
"Стихи о Прекрасной Даме" (1904
г.) "Стихи о Прекрасной
Даме" — это произведения, в основе
которых лежит подлинное чувство любви
к невесте, позже — жене поэта Л. Д.
Менделеевой. Вместе с тем это мистическое
преклонение перед Владычицей Вселенной,
Вечной Женственностью. Последовательно
и систематически Блок переводит в
"Стихах о Прекрасной Даме" свои
земные чувства в высший, идеально-мистический
план. В этих стихах возлюбленная, лишенная
каких бы то ни было земных черт, наделена
признаками настоящего божества. Это
Небесная Дева, Вечная Женственность,
Владычица Вселенной, Лучезарная Царица,
Заря, Купина. Лирический герой — отрок,
раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь
служить своей Даме. Возлюбленная
представляется ему как будто в чудесном
сне или сказке. Она часто является в
сумраке, в тумане, окруженная зыбкими
тенями. Впечатление призрачности,
неопределенности образа усиливается
и оттого, что поэт избегает конкретных,
описательных эпитетов. Они рассчитаны
лишь на эмоциональное восприятие:
ароматные слезы, лазурные сновидения,
шаг завороженный, бездонный взгляд,
упорная мечта, сумрак таинственный.
Архаическая, церковная, "молитвенная"
лексика (лампада, паникадила, ризы и
др.) соответствует представлению о
возлюбленной как о божестве. Постоянные
мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва
ассоциируется со вторым пришествием,
с полным обновлением, преображением
всего мира. Большой
знаток и ценитель поэзии М. Рыльский
писал: "Стихи о Прекрасной Даме" —
это прежде всего стихи о любви и высокой
человеческой красоте, это облаченное
в условно-мистические одежды торжество
живой жизни, предчувствие всемирной
зари". Чистые чувства первой любви
часто порождают идеализацию, обожествление
возлюбленной, стремление видеть в ней
самое прекрасное, возвышенное, "неземное".
Эти чувства нашли очень точное,
психологически правдивое выражение в
удивительно нежных, мелодичных стихах
Блока. В служении Прекрасной Даме,
которая должна преобразить мир, поэт
видел свой главный подвиг жизни:
Будет
день — и свершится великое, Чую
в будущем подвиг души.
Пусть
представление Блока о подвиге было
смутным, неопределенным, туманным, для
нас важно отметить у поэта постоянное
желание, волю к подвигу. В любовных
стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то
тревожное ожидание необычных, потрясающих
событий. В 1906 году
поэт проникается новой идеей "мистицизма
в повседневности". Изображая
неприглядные стороны современного
города, Блок создает образы на пересечении
двух планов -— реального и фантастического.
Ярким выражением таких взглядов является
баллада "Незнакомка", написанная
в 1906 году. Блок специально отбирает
только такие детали повседневности,
сочетание которых должно наиболее
убедительно раскрыть пошлость мещанской
"жизненной прозы" и воссоздать
удушливую, тлетворную атмосферу
буржуазного общества. Описываются
детали неприглядной, будничной жизни:
ресторан, пьяные окрики, тлетворный
дух, пыль, канава, детский плач, женский
визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы
с глазами кроликов и т. п. Из нескольких
возможных синонимов поэт выбирает
именно те, которые передают вполне
определенную авторскую оценку. Символом
мечты поэта об идеальном, гармоничном
мире выступает прекрасная женщина —
таинственная Незнакомка. Ее образ
возникает на пересечении реальности и
фантастики (сам Блок назвал это
"фантастическим реализмом"). В
стихотворении названы вполне конкретные,
земные черты Незнакомки: девичий стан,
упругие шелка, шляпа с траурными перьями,
в кольцах узкая рука, темная
вуаль.
Девичий стан,
шелками схваченный, В
туманном движется окне... ..Дыша
духами и туманами, Она
садится у окна И веют
древними поверьями Ее
упругие шелка, И шляпа
с траурными перьями, И
в кольцах узкая рука...
Нельзя
не заметить при этом, что все эти детали
внешности не создают индивидуального
портрета женщины. Они вызывают у читателя
лишь общее представление о внешней
красоте таинственной Незнакомки. Она
окружена чем-то загадочным и. непостижимым,
как будто сама возникла из туманных
грез или сновидений. С ее обликом поэт
связывает и древние поверья, и глухие
тайны, и чье-то солнце, и несметные
сокровища. У каждого из читателей они
вызывают свои личные ассоциации,
воскрешают какие-то чувства, пробуждают
воспоминания. Поэтический
дебют Блока пришелся на годы кануна
первой русской революции 1905—1907 годов.
Мотивы сомнения, неверия проникли уже
в "золотолазурные" "Стихи о
Прекрасной Даме". А в последующих
произведениях все меньше восторгов,
ощутимее привкус горечи узнавания
жизни. Новое восприятие земного бытия,
новые настроения и чувства поэта заметно
проявляются в первом стихотворении
цикла "Заклятие огнем и мраком"
"О, весна без конца и без краю..."(1907
г.). Это стихотворение было написано
тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже
разочаровался в своих прежних идеалах.
Он не ожидал больше пришествия Владычицы
Вселенной. Молитвенное отношение к
Небесной Деве сменилось у него естественным
чувством земной любви со всеми ее
радостями и муками. Поэт провозглашает
иное отношение к земному бытию: "Приявший
мир, как звонкий дар, как злата горсть,
я стал богат". Его целиком захватывает
жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной
упорной борьбе. "Принимаю!" —
главная мысль, главный пафос стихотворения
"О, весна без конца и без краю..."
Поэт принимает удачу и неудачу, плач и
смех, пустынные веси и тесные города,
"осветленный простор поднебесный и
томления рабьих трудов". Эти контрастные
картины показывают противоречия жизни,
различные ее проявления. И когда поэт
говорит о своем приятии мира, мы понимаем,
что он не собирается уходить от жизни
в неизвестные "иные миры". Теперь
в восприятии поэта непрерывная борьба,
"вечный бой" являются смыслом
жизни, приносят подлинную радость
человеку. Эта мысль пройдет через многие
стихотворения Блока последующих лет.
Размышляя об исторических судьбах
России, о борьбе русских с иноземными
поработителями, поэт восклицает: "И
вечный бой! Покой нам только снится.."
("На поле Куликовом"). Постоянное
беспокойство, жажда творчества, несмотря
на жизни сон тяжелый", составляют
главный "сокрытый двигатель" всей
деятельности Блока. Стихотворение "О,
весна без конца и без краю..." насыщено
риторическими обращениями и восклицаниями
восторженного поэта. Весна и мечта
связываются, соединяются в сознании
поэта в единое целое. С началом весны
открывается перспектива новой,
зарождающейся, неизведанной жизни.
Пробуждаются в душе новые чувства, новые
мечты — безграничные, беспредельные. Любовь
занимает главное место и в цикле
стихотворений "Страшный мир".
Любовь и страсть соседствуют с муками,
пытками, смертью. Для поэта становится
невыносимой постоянная унизительная
ложь ("молчаливая ложь", "лживая
улыбка", "лжи и коварству меры нет"
и др.). Да и сам он оказывается жертвой
"страшного мира" и с беспощадной
правдивостью рассказывает об этом ("На
островах", "Унижение"). Неверие
в возможность обретения подлинного
человеческого счастья рождает у Блока
равнодушие, скуку, безысходную тоску
(стихотворение "Ночь, улица, фонарь,
аптека..."). Наряду
с мотивами губительной страсти и
разочарования в жизни и человеческих
чувствах в цикле "Страшный мир"
встречаются мечты и воспоминания об
ушедшей любви. Тоской о возможных, но
не сбывшихся надеждах проникнуто
стихотворение "В ресторане":
...Но
была ты со мной всем презрением
юным, Чуть заметным
дрожаньем руки... Ты
рванулась движеньем испуганной
птицы, Ты прошла,
словно сон мой, легка... И
дохнули духи, задремали ресницы, Зашептались
тревожно шелка.
Встреча
с незнакомкой пробуждает у героя
стихотворения чувство любви, надежду
на возможность счастья. Восприятие
разъедающей душу тоски о несбывшемся
счастье усиливают и музыка ("исступленно
запели смычки"), и природа. К.
Паустовский писал: "Стихи Блока о
любви — это колдовство. Как всякое
колдовство, они необъяснимы и мучительны...
В этих стихах, особенно в "Незнакомке",
"В ресторане", мастерство доходит
до предела... Это не столько стихи о вечно
женственном, сколько порыв огромной
поэтической силы, берущей в плен и
искушенные, и неискушенные сердца".