Я вам поведал неземное. Я
все сковал в воздушной мгле. В
ладье — топор. В мечте
— герои. Так я причаливал
к земле. А.
Блок
Творчество
Александра Блока, гениального поэта,
"трагического тенора эпохи”, как звала
его А. Ахматова, во многом определилось
эстетикой одного из модернистских
литературных течений того времени —
символизма. Именно с ним связаны основные
темы, идеи и образы блоковской лирики,
ее художественные средства и приемы.
Для того чтобы проследить наличие
символистских мотивов в творчестве
поэта, необходимо остановиться на
основных положениях эстетики и поэтики
данного течения. Символизм
как направление в искусстве возник во
Франции в 70—80-е годы XIX века. Именно в
творчестве великих французских поэтов
того времени черпали свое вдохновение
и русские поэты. Символизм принято
считать проявлением декаданса. Для
символистов символ перестает быть лишь
средством художественной образности,
условно выражающим суть какого-либо
явления. Отныне он призван отразить
глубинные, доступные только взору поэта
связи вещей. Он принципиально многозначен,
и эта многозначность достигается за
счет неясности, неопределенности,
размытости образа. Основной принцип
изображения — никаких красок, только
оттенки. Формирование,
развитие и творческий рост Блока связаны
с воздействием на его эстетические
взгляды идей символизма. Особенно велико
было влияние русского философа и поэта
Вл. Соловьева. Именно из его произведений
Блок позаимствовал идею о близящейся
мировой катастрофе и учение о Мировой
Душе, или Вечной Женственности, призванной
обновить мир. Это влияние и в биографическом
плане любовь к Л. Д. Менделеевой и
определили во многом мистико-элегическую
направленность стихов Блока, их
индивидуализм и отрешенность от
мира. В наибольшей
степени это относится к циклу стихов о
Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом
автобиографичен, но реальная основа
событий тщательно зашифрована, переведена
на особый, мистический язык. Так, ожидание
невесты и встреча с ней преобразуются
в следующие строки:
Ты
в белой вьюге, снежном стоне Опять
волшебницей всплыла,
И в вечном свете, вечном звоне Церквей
смешались купола.
Невесту,
любимую девушку поэт изобразил в стихах
как земное воплощение Вечной Женственности.
Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых
в поэзии Блока. Она для него — идеал
духовной красоты, божество, символ
гармонии и света. Поэт не дает ее портрета
— ведь она почти бесплотна, как всякое
видение, греза, сон. К тому же описать —
значит определить, а определить — значит
ограничить. И образ Прекрасной Дамы
остается в блоковском творчестве
нераскрытым, недосказанным, неопределенным.
Он явлен нам только во множестве имен:
Прекрасная Дама, Вечная Женственность,
Владычица Вселенной:
О,
Святая, как ласковы свечи. Как
отрадны Твои черты! Мне
не слышны ни вздохи, ни речи, Но
я верю: Милая — Ты.
Лирический
герой цикла предстает несомненным
индивидуалистом, человеком не только
одиноким, но и жаждущим одиночества,
живущим своей внутренней жизнью, которая
чужда общественным интересам:
Что
буря жизни, если розы
Твои цветут мне и горят! Что
человеческие слезы. Когда
румянится закат!
Пейзажи
стихов Блока полны отвлеченных и
усложненных образов, призванных передать
символическое соответствие внешнего
мира, мира природы, и мира внутреннего:
Я
встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись Зари
торжественные звуки, Багрянцем
одевая высь.
Когда
позднее в творчестве Блока появляются
социальные мотивы, основной формой их
изложения по-прежнему остается
символическая форма. Образы размыты,
характеры неопределенны. В
стихотворении "Фабрика” поэт рисует
нам фигуру некоего чудовища, согнутые
спины рабочих, желтые окна, в которых
смеются над обманутыми:
В
соседнем доме окна желты.
По вечерам — по вечерам Скрипят
задумчивые болты,
Подходят люди к воротам. И
глухо заперты ворота, А
на стене — а на стене Недвижный
кто-то, черный кто-то Людей
считает в тишине.
В
кругу символистов Блок занимает особое
место. Разделяя во многом их эстетические
убеждения, он не был сторонником крайнего
индивидуализма и пессимизма, проповедником
искусства для искусства, экспериментатором,
отрицающим предыдущую традицию. Используя
и трансформируя идеи символизма, его
методы, поэт сумел выразить не только
свой внутренний мир, но и жизнь эпохи,
жизнь России, чтобы навсегда остаться
одним из лучших ее поэтов.