Стихотворение А.А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение А.А.Блока "Вхожу я в темные храмы..." (Восприятие, истолкование, оценка)
Пожалуй, ни у одного из
писателей патриотическая тема так полно
не сомкнулась с любовной, интимной
лирикой, как у Александра Блока.
Нетрадиционным стал блоковский образ
родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы,
Вечной Женственности. Не как мать любит
Россию Блок, а как возлюбленную. Но ее
облик постоянно меняется. Прекрасная
Дама оборачивается то Незнакомкой, то
проституткой, являя собой новые и новые
лики России. Сначала, как невеста или
жена, она напоминает небесную возлюбленную.
В стихах "Вхожу я в темные храмы..."
она одновременно и Прекрасная Дама, и
Святая.
Вхожу я в темные
храмы, Совершаю бедный
обряд. — Там жду я
Прекрасной Дамы В
мерцаньи красных лампад.
В
то же время это еще и мечта, Вечная Жена,
сон.
О, я привык к этим
ризам Величавой Вечной
Жены! Высоко бегут по
карнизам Улыбки,
сказки и сны.
У Блока
даже в щит воина, готовящегося к битве,
вместо нерукотворного Спаса вписан
образ "светлой жены". Но в лирике
поэта его возлюбленная — родина —
принимает и другие черты. Блок подсмотрел
в ней что-то буйное, хмельное, страстное,
что властно прорывается сквозь лик
богоизбранной невесты, благочестивой
девы.
Там прикинешься
ты богомольной, Там
старушкой прикинешься ты, Глас
молитвенный, звон колокольный, За
крестами — кресты да кресты...
Нет,
родина Блока не смиренная кроткая дева
или богомольная старушка, а полная сил
и страсти женщина, наделенная "разбойной
красой". Значит, Россия предстает у
Блока не только поэтической, одухотворенной
и прекрасной, но и нищей - с серыми избами,
расхлябанными колеями, острожной тоской,
унылой песней ямщика. Здесь в этой
контрастности выступает острое
противоречие между идеалом и
действительностью, которое и порождает
трагические предчувствия поэта.
О,
Святая, как ласковы свечи, Как
отрадны Твои
черты!
Мне не слышны
ни вздохи, ни речи, Но
я верю: Милая — Ты.
Как
новое пророчество о будущем, появляется
у Блока новый образ Возлюбленной —
России: "пьяная Русь", "разбойная
краса", "роковая, родная
страна".
Тебя жалеть
я не умею И крест свой
бережно несу... Какому
хочешь чародею Отдай
разбойную красу! Пускай
заманит и обманет, — Не
пропадешь, не сгинешь ты, И
лишь забота затуманит Твои
прекрасные черты...
Да,
любовь несовместима с жалостью, она же
дает поэту твердую веру в Россию, в то,
что она выстоит, не погибнет, несмотря
на кровь и страдания. Пусть будет больше
одной слезой, но все равно все те же "лес
и поле, да плат узорный до бровей" —
у России. Кровавый отсвет от дней войны
и "дней свободы" не может затуманить
ее "прекрасные черты".