Тема Родины явилась основной
в творчестве Александра Блока. В письме
к К.С. Станиславскому (1908, декабрь) Блок
пишет: «Этой теме я сознательно и
бесповоротно посвящаю жизнь». Для Блока
тема Родины стала наиболее важным, самым
жизненным и самым реальным вопросом
его жизни. Менялись мировоззрение поэта,
его привязанности и взгляды, неизменной
оставалась лишь любовь к
Отечеству. Стремясь
вступить в широкий и суровый мир,
заключающий в себе ту подлинную и высокую
правду, к постижению которой стремился
А. Блок на протяжении всего своего
творческого пути, поэт создает цикл
«Родина», едва ли не вершинный цикл не
только третьего тома, но и всей поэзии
А. Блока. К самым различным аспектам
сложной и драматической темы обращается
поэт в этом цикле. «Родина» для Блока –
понятие настолько широкое, что он
посчитал возможным включить в цикл и
стихотворения сугубо интимные
(«Посещение», «Дым от костра струею
сизой…») и стихотворения, прямым образом
связанные с проблематикой «страшного
мира» («Грешить бесстыдно, непробудно…»,
«На железной дороге»). Стихотворение
А. Блока «На железной дороге» датировано
14 июня 1910 года. В нем автор повествует
о женщине, попавшей под колеса
поезда: Под насыпью,
во рву некошеном, Лежит
и смотрит, как живая… В
этом произведении А. Блок отождествляет
тяжелую, безрадостную судьбу родины с
судьбой русской крестьянки, а это значит,
что с понятием родины он связывает образ
женщины. А. Блок не
дает социальной характеристики девушке.
Его героиня не показана как определенный
тип, да и история ее любви темна. Мы не
можем представить ее жизнь, перед нами
только тревога за человека: Тоска
дорожная, железная, Свистела,
сердце разрывая… Да
что давно уж сердце вынуто! Стихотворение
проникнуто горечью и болью. Женщина
создана для того, чтобы любить и быть
любимой. Но если судьба распорядилась
иначе, и быт раздавил ее, то чья в том
вина? Судьба женщины в лирике Блока
всегда трагична, а ведь по положению
женщины можно судить о жизни общества
и страны в целом. Однако
и в монотонных буднях мелькает
надежда: Лишь раз
гусар, рукой небрежною, Облокотясь
на бархат алый, Скользнул
по ней улыбкой нежною… Эта
картина – контраст с унылой повседневностью.
Незначительное событие оживило мечты
героини, напомнило, что где – то есть
другая, лучшая жизнь. Лучшей
жизнью для А. Блока была новая, юная
Россия. На нее он возлагал надежды, для
нее находил самые необыкновенные слова,
переплетая в своих твореньях образы
родины и женщины. К
стихотворению «На железной дороге»
обращаются те блоковеды, кто рассматривает
путь поэта как целенаправленное движение
от символизма к реализму. И в самом деле,
в стихотворении немало жизненных реалий
(«ров некошеный», «платформа», «сад с
кустами блеклыми», «жандарм»…). К тому
же сам автор снабдил его примечанием:
«Бессознательное подражание эпизоду
из «Воскресения» Толстого: Катюша
Маслова видит в окне Нехлюдова на
бархатном кресле ярко освещенного купе
первого класса». Блок
главным образом описывает годы «чинного
шествия» России, но два четверостишия,
первое и последнее, возвращают читателя
к суровой действительности. Реалистичность
– основная черта этого
стихотворения. Казалось
бы, и знаменитая строфа: Вагоны
шли привычной линией, Подрагивали
и скрипели; Молчали
желтые и синие; В
зеленых плакали и пели, - тоже
подтверждает гипотезу о «реалистичности»
стихотворения. Но как раз здесь мы видим
признаки не привычной реалистичности,
а емкого символического образа. Синие,
желтые, зеленые вагоны (первого, второго
и третьего классов) – не просто реальные
приметы идущего поезда, а символы
по-разному сложившихся человеческих
судеб. Одни люди богатые, другие бедные:
цвет вагонов отображает положение людей
в обществе. Каждый
день проносятся все те же поезда, и это
навевает тоску и грусть. В окнах мелькают
все те же сонные лица: Вставали
сонные за стеклами И
обводили ровным взглядом Платформу,
сад с кустами блеклыми, Ее,
жандарма с нее рядом Люди
смотрят на мир сквозь пыльные, грязные
стекла вагонов и, кажется, одаривают
эту девушку «улыбкой нежною», все равно
через секунду будут уже далеко: «Скользнул
– и поезд вдаль умчало». Символичен
и образ героини. Мы не знаем о ней ничего,
кроме того, что она испытала крушение
надежд на возможное счастье. И когда мы
возвращаемся к первой строфе, невольно
думается: не сама ли поруганная,
«раздавленная» Россия предстает в
образе несчастной девушки? Ведь у А.
Блока она нередко предстает в облике
женщины в цветастом или узорном платке.
Глубокий символический смысл стихотворения
не исключает и такого прочтения. В
стихотворении «На железной дороге»
можно отыскать множество других символов.
Символом пути – судьбы выступает
железная дорога. Изображая непрерывные
вереницы пассажирских вагонов, Блок
задает тему дороги, жизненного пути
человека. Люди постоянно переходят из
вагона в вагон, кому – то сопутствует
удача, кто – то терпит горечь поражения.
Жизнь людей проходит в постоянном
движении. Поезд, паровоз, станция –
символ этапа или момента пути. Но путь,
дорога еще и предвестники исхода, к
которому каждый человек движется, как
к обрыву. Может быть, поэт воспринимал
этот исход как смерть старой России и
рождение новой, которую весь народ ждал
с нетерпением. Железная дорога – это
знак страшного мира, безжалостного к
людям. В большей части
стихотворения поэт пишет о прошлом, но
оно неразрывно связано с
настоящим. Интересна
и цветовая гамма стихотворения. Цвет
поэзии Блока – средство выражения
эмоциональной оценки, отношения к
образам. По цветовой гамме первое и
последнее четверостишие практически
не содержат красок, они бесцветны. В
прошлом, в другом мире - иной колорит.
Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего
поезда, и нежный, живой румянец на щеках
этой девушки, и многоцветие вагонов
(видимо, разделение по классам), Синий
– цвет неба, возвышенный – вагоны для
богатых, желтый – яркий, режущий глаза
цвет тепла и в то же время болезни –
средний класс, а зеленый – цвет травы,
близости к земле – вагоны третьего
класса. Примечательно, что вид с платформы
совершенно иной, нежели вид из-за стекол
вагонов. Изнутри мир виден в блеклых,
бесцветных тонах. Единственный яркий,
резкий цвет в вагоне – алый. Он может
символизировать кровь, раздражение,
агрессию и жестокость этих людей. Снаружи
растут лесные деревья, за лесом – длинная
платформа, на ней – навес. Цветовая
гамма не приглушенная, но довольно
спокойная. Зеленый цвет деревьев,
по-видимому, синяя форма жандарма и,
скорее всего, деревянная платформа.
Блок намеренно не дает «цветовых»
определений к некоторым словам,
предоставляя читателю возможность в
собственном воображении представить
эту картину. В
стихотворении автор использует прием
обратного повествования, то есть начинает
с гибели героини, трагедии, постепенно
раскрывая предшествующие события. Самый
часто встречающийся в стихотворении
художественный прием – эпитет («во рву
некошеном», «в цветном платке», «походкой
чинною», «за ближним лесом», «платформу
длинную», «яркие глаза», «привычной
линией», «кустами блеклыми»…). Они
помогают живо представить себе явление,
предмет, почувствовать отношение автора
к нему. «Пустынные глаза вагонов» -
словосочетание, в котором соединены
две метафоры, создающие один целостный
образ. В стихотворении встречается
сравнение: «Лежит и смотрит, как
живая…» Из стилистических
фигур, используемых поэтом, невозможно
не отметить анафору: Скользнул
по ней улыбкой нежною… Скользнул
– и поезд вдаль умчало… Так
много отдано поклонов, Так
много жадных взоров кинуто… Наиболее
часто используется Блоком аллитерация
«свистящих», звенящих звуков «ж», «з»,
«с»: Так мчалась юность
бесполезная, В пустых
мечтах изнемогая Тоска
дорожная, железная Свистела,
сердце разрывая. Она
усиливает звуковые ощущения от шума и
свиста вагонов. В
стихотворении «На железной дороге»
очень много многоточий, это указывает
на фрагментарность ситуации, на возможное
продолжение эмоций и чувств
поэта. Поэзия Александра
Блока обогатила русскую литературу.
Валерий Брюсов так отзывался о поэзии
Блока: «Блок не повторяет чужих тем, но
с бесстрашной искренностью черпает
содержание своих стихов из глубины
своей души…»