|
Шлиппе А., Швайтцер Й. Учебник по системной терапии и консультированиюШлиппе А., Швайтцер Й. Год: 2011 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Хельма Штирлина............................................... 11 Предисловие авторов................................................................. 14 I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.................................................. 17 1. От семейной терапии — к системной терапии и консультированию................................................................ 17 1.1. Наброски к истории системной терапии .................. 18 1.2. Краткий обзор моделей............................................... 24 1.3. Миланская модель и ее значение............................... 26 Наброски к истории Миланской модели........................28 Исходные границы Миланской модели...........................31 Основные направления и принципы; циркулярные вопросы......................................................34 Инвариантные интервенции...........................................35 Путь Босколо и Чеккина.............................................. 37 1.4. Вместо проблем — решение: краткосрочная терапия, ориентированная на решение..................................... 38 1.5. Сотрудничество вместо интервенции: рефлексирующая команда............................................42 1.6. Интеракция как общение: нарративный тип мышления......................................................................44 1.7. Изначальный порядок и смирение: концепция Берта Хеллингера......................................47 Изначальный порядок.....................................................49 Равновесие между «брать» и «давать».........................51 Прерванное движение любви к родителям.................... 51 В поисках силы...............................................................52 Понимание истины.........................................................52 II. ТЕОРИЯ.................................................................................55 2. О поисках, находках и пользе теоретических положений ... 55 2.1. Не является ли словечко «системный» проективным тестом?...................................................55 2.2. Краткая история системно-теоретического движения........................................................................56 2.3. Что есть система?.........................................................61 2.4. Кибернетика первого порядка: часть и целое, границы, правила..........................................................64 Соотношение части и целого: подсистема и внешний мир................................................................64 Границы...........................................................................66 Правила...........................................................................68 2.5. От гомеостаза к флюктуации, хаосу и синергетике ... 69 Концепция гомеостаза....................................................69 «По ту сторону от гомеостаза»: флюктуация.............71 Синергетика: от хаоса к структуре.............................72 2.6. Как жизнь творит себя сама: теория аутопоэтических систем...............................................76 2.7. Не более чем коммуникация: теория социальных систем.......................................................80 2.8. Возвращение к личности: теория систем, центрированная на личности......................................83 2.9. Мир, созданный общими усилиями: социальный конструкционизм ....................................88 2.10. Конец больших проектов: философия постмодернизма.............................................................91 3. Основные вопросы системной терапии ............................. 97 3.1. Реальность: что такое действительность?...................97 3.2. Каузальность: что является причиной чего?............. 101 3.3. Язык и рекурсивность: как создаются социальные действительности?....................................105 «Империя языка»............................................................ 105 Язык как средство упорядочивания, язык как тривиализатор................................................107 Рекурсивность языка......................................................109 Язык и системы............................................................. 112 4. Системное понимание проблем.......................................... 114 4.1. Системы, определяемые проблемами.........................114 4.2. Что такое проблема?....................................................115 4.3. Как создаются проблемы?........................................... 118 4.4. Могут ли проблемы оказаться полезными?.............. 120 4.5. Как хронифицировать проблему: инструкция.......... 123 4.6. Формы клинических систем........................................128 III. ПРАКТИКА: МЕЖДУ НАУКОЙ, РЕМЕСЛОМ II ИСКУССТВОМ...................................................................... 130 "v Основные позиции, положения, определение цели......... 130 5.1. Расширение пространства для реализации................ 130 5.2. Конструирование гипотез............................................131 5.3. Циркулярность.............................................................. 132 5.4. От «разнопартийности» к нейтральности.................. 133 5.5. От нейтральности к заинтересованности................... 135 5.6. Ирреферентность: неуважение к идеям, уважение к человеку..................................................... 137 5.7. Терапия как провокация и стимулирование............ 138 5.8. Нацеленность на ресурсы — ориентация на решение.................................................................... 140 5.9. Ориентированность на клиента.................................. 141 (v 11ервые подходы: гипотезы.................................................. 143 6.1. Формирование начальных гипотез............................. 143 6.2. Источники информации: регистрационные листы, телефонные сообщения, истории болезни................ 144 6.3. Заочные формы системной информации: генограмма, системный рисунок, органиграмма............................. 146 Генограмма...................................................................... 146 Системные рисунки (схемы).......................................... 149 Время, пространство, энергия....................................... 150 Органиграммы................................................................. 151 6.4. Гипотезы о контексте, в рамках которого происходит направление клиента............................... 153 7. Системные вопросы.............................................................. 154 7.1. Циркулярные вопросы: форма проведения системной беседы.......................................................... 155 7.2. Формы вопросов для уточнения отличий................. 160 Вопросы на классификацию........................................... 160 «Процентные» вопросы................................................... 161 Вопросы на согласование............................................... 161 Вопросы на сравнение подсистем.................................. 162 7.3. Конструирование действительного и возможного: содержание системной беседы..................................... 162 7.4. Вопросы о конструировании действительности....... 163 Вопросы о показаниях для консультационной работы .......................................................................... 165 Вопросы к контексту проблемы.................................... 168 7.5. Вопросы о формировании возможностей ................ 173 Общие замечания............................................................173 Вопросы, ориентированные на решения («коррекционные вопросы»)............................................176 Вопросы «обухудшении»................................................178 7.6. Вопросы, ориентированные и на решение, и на проблему...............................................................179 7.7. Вопросы в начале и в конце терапии ....................... 181 Вопросы в начале терапии.............................................181 Заключительные вопросы...............................................181 7.8. Стилистические аспекты..............................................182 8. Семейная скульптура и другие метафорические техники...................................................................................183 8.1. Работа с семейной скульптурой................................. 183 8.2. Семейный подиум и другие символические образы ... 188 8.3. Видеоконсультирование...............................................189 8.4. Экстернализация проблемы.........................................189 8.5. Метафоры, притчи, остроты, карикатуры................. 193 9. Комментирование как техника............................................195 9.1. Признание, комплимент, позитивная коннотация .... 195 9.2. Реинтерпретация — рефрейминг................................ 197 9.3. «Расщепление» терапевтической команды или терапевта................................................................202 10. Заключительные интервенции............................................203 10.1. Базовые положения заключительных интервенций ... 203 10.2. Типичные варианты содержания заключительных интервенций..................................................................206 10.3. Поведенческие рекомендации......................................208 10.4. Ритуалы..........................................................................213 Специальные ритуальные действия...............................215 10.5. Тяжелые испытания......................................................219 11. Работа с рефлексирующей командой.................................221 11.1. Формирование контекста изменений........................221 11.2. Обыгрывание рефлексирующей позиции..................227 12. Внешние рамки: контраст, цель, ход терапии..................229 12.1. Как часто, как долго? Интервалы между занятиями, общая длительность......................................................229 12.2. Один раз не считается? Терапия одной сессии........232 12.3. Кого и когда приглашать. Состав участников..........234 12.4. Для чего спрашивать «зачем?» Уточнение цели.......235 12.5. Несколько «типичных» вариантов терапии...............237 12.6. Как и когда остановиться? Завершение ................. 239 IV. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ...............................................241 I }. Сеттинг...................................................................................241 13.1. Семейная терапия без семьи: индивидуальная системная терапия.........................................................241 13.2. Взгляд в обратном направлении: реконструкция семьи в группе..............................................................245 13.3. Лучше «на живо»: системная супервизия..................248 Предпосылки внешней супервизии..................................249 Два типичных примера живой супервизии в рамках учебной программы по системной терапии...................252 Супервизия случая без супервизора................................253 13.4. Опиум для народа? Супервизия команды и консультирование организации...............................254 Результаты супервизии: структурирование сверху вниз........................... ...........................................256 Определение цели вместо направленности на проблему ... 258 Планирование времени: гибкое завершение....................259 Начальная фаза супервизии: оценка реального состояния команды (коллектива).................................260 Как помешать работе...................................................261 13.5. Шеф в поисках совета: коучинг руководящего персонала............................. ..........................................262 Коучинг с помощью внешнего консультанта................264 Коучинг с участием собственных консультантов фирмы..............................................................................266 Коучинг с участием руководства..................................266 Коучинг-беседа................................................................267 13.6. Сделай сам: «карусель заказов» как средство самосупервизии.............................................................267 Явные и скрытые заказы..............................................268 Техника проведения........................................................268 13.7. Сотрудничество с большими системами: конференция семейных помощников........................270 Без внешнего консультанта: конференция семьи с помощниками...............................................................273 14. Прикладные аспекты.............................................................275 14.1. Семейная медицина......................................................276 14.2. Психиатрия....................................................................279 14.3. Служба социальных работников.................................281 14.4. Школа.............................................................................285 14.5. Менеджмент..................................................................289 14.6. Политика.......................................................................293 V. КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.............................296 15. Больше недругов — больше чести? Дискуссии вокруг системной терапии................................................................296 15.1. Полоролевая «чувствительность»: насколько враждебна системная терапия к женщинам?.............296 15.2. Системная семейная терапия как консервативная социальная технология?...............................................301 15.3. Все выдумка, все путем?..............................................303 Произвольность определений..........................................303 Произвольность реальности...........................................304 Человек, которого можно изменить любым способом ... 305 15.4. Десолидаризация и недостающая этика.....................306 15.5. «Бистро-терапия»: должна ли хорошая терапия быть краткосрочной?....................................................309 16. Что использует системная терапия? О состоянии экспертной оценки эффективности....................................312 16.1. Общий обзор................................................................315 16.2. Результаты секундарного анализа...............................318 16.3. Экспертные исследования эффективности «по ту и по эту сторону» навязанной необходимости контрольных групп.......................................................323 16.4. Об эффективности других системных форм сеттинга...............................................................327 16.5. О будущем экспертных исследований.......................328 16.6. Что еще можно исследовать: неэвалюативные системные исследования...............................................330 ИТОГ: НЕ ВЕРЬТЕ УЧЕБНИКАМ (ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НАШЕМУ).....................................332 Литература...................................................................................334 |
Loading
|