
Год: 2011
Издательство: Институт
консультирования и системных решений
ISBN:
978-5-91160-042-6
Серия: Системная терапия и
консультирование
Язык: Русский
Формат:
PDF
Качество: Сканированные страницы
+ слой распознанного текста
Количество
страниц: 370
Эта книга
представляет собой уникальный учебник
по системной терапии и консультированию.
В нем впервые систематизировано развитие
системного подхода в течение последних
десятилетий: наглядно представлены
теоретические модели, разнообразие
надежных и испытанных системно-теоретических
практик, спектр применения системных
концепций и даже критика системного
подхода.
Здесь изложены не только
основы метода, но и примеры работы с
индивидуальными клиентами, группами,
коллективами и организациями. А также
особенности применения системного
подхода в таких областях, как медицина,
психотерапия, социальная работа,
менеджмент, предпринимательство,
политика и т. п.
Книга адресована
широкой читательской аудитории: студенты
получат общее представление о системном
подходе, а практикующие специалисты
найдут в ней немало ценных сведений об
использовании системных концепций в
терапевтической и консультативной
практике. В то же время книгу можно
рассматривать и как справочник: отдельные
ее разделы и части читаются независимо
друг от друга.
Книга является учебником
для консультирования семьи. Там системный
подход и применяется.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Хельма Штирлина............................................... 11
Предисловие авторов................................................................. 14
I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.................................................. 17
1. От семейной терапии — к системной терапии
и консультированию................................................................ 17
1.1. Наброски к истории системной терапии .................. 18
1.2. Краткий обзор моделей............................................... 24
1.3. Миланская модель и ее значение............................... 26
Наброски к истории Миланской модели........................28
Исходные границы Миланской модели...........................31
Основные направления и принципы;
циркулярные вопросы......................................................34
Инвариантные интервенции...........................................35
Путь Босколо и Чеккина.............................................. 37
1.4. Вместо проблем — решение: краткосрочная терапия, ориентированная на решение..................................... 38
1.5. Сотрудничество вместо интервенции: рефлексирующая команда............................................42
1.6. Интеракция как общение: нарративный тип мышления......................................................................44
1.7. Изначальный порядок и смирение:
концепция Берта Хеллингера......................................47
Изначальный порядок.....................................................49
Равновесие между «брать» и «давать».........................51
Прерванное движение любви к родителям.................... 51
В поисках силы...............................................................52
Понимание истины.........................................................52
II. ТЕОРИЯ.................................................................................55
2. О поисках, находках и пользе теоретических положений ... 55
2.1. Не является ли словечко «системный» проективным тестом?...................................................55
2.2. Краткая история системно-теоретического движения........................................................................56
2.3. Что есть система?.........................................................61
2.4. Кибернетика первого порядка: часть и целое,
границы, правила..........................................................64
Соотношение части и целого: подсистема
и внешний мир................................................................64
Границы...........................................................................66
Правила...........................................................................68
2.5. От гомеостаза к флюктуации, хаосу и синергетике ... 69
Концепция гомеостаза....................................................69
«По ту сторону от гомеостаза»: флюктуация.............71
Синергетика: от хаоса к структуре.............................72
2.6. Как жизнь творит себя сама: теория аутопоэтических систем...............................................76
2.7. Не более чем коммуникация: теория
социальных систем.......................................................80
2.8. Возвращение к личности: теория систем, центрированная на личности......................................83
2.9. Мир, созданный общими усилиями: социальный конструкционизм ....................................88
2.10. Конец больших проектов: философия постмодернизма.............................................................91
3. Основные вопросы системной терапии ............................. 97
3.1. Реальность: что такое действительность?...................97
3.2. Каузальность: что является причиной чего?............. 101
3.3. Язык и рекурсивность: как создаются
социальные действительности?....................................105
«Империя языка»............................................................ 105
Язык как средство упорядочивания,
язык как тривиализатор................................................107
Рекурсивность языка......................................................109
Язык и системы............................................................. 112
4. Системное понимание проблем.......................................... 114
4.1. Системы, определяемые проблемами.........................114
4.2. Что такое проблема?....................................................115
4.3. Как создаются проблемы?........................................... 118
4.4. Могут ли проблемы оказаться полезными?.............. 120
4.5. Как хронифицировать проблему: инструкция.......... 123
4.6. Формы клинических систем........................................128
III. ПРАКТИКА: МЕЖДУ НАУКОЙ, РЕМЕСЛОМ
II ИСКУССТВОМ...................................................................... 130
"v Основные позиции, положения, определение цели......... 130
5.1. Расширение пространства для реализации................ 130
5.2. Конструирование гипотез............................................131
5.3. Циркулярность.............................................................. 132
5.4. От «разнопартийности» к нейтральности.................. 133
5.5. От нейтральности к заинтересованности................... 135
5.6. Ирреферентность: неуважение к идеям,
уважение к человеку..................................................... 137
5.7. Терапия как провокация и стимулирование............ 138
5.8. Нацеленность на ресурсы — ориентация
на решение.................................................................... 140
5.9. Ориентированность на клиента.................................. 141
(v 11ервые подходы: гипотезы.................................................. 143
6.1. Формирование начальных гипотез............................. 143
6.2. Источники информации: регистрационные листы, телефонные сообщения, истории болезни................ 144
6.3. Заочные формы системной информации: генограмма,
системный рисунок, органиграмма............................. 146
Генограмма...................................................................... 146
Системные рисунки (схемы).......................................... 149
Время, пространство, энергия....................................... 150
Органиграммы................................................................. 151
6.4. Гипотезы о контексте, в рамках которого происходит направление клиента............................... 153
7. Системные вопросы.............................................................. 154
7.1. Циркулярные вопросы: форма проведения системной беседы.......................................................... 155
7.2. Формы вопросов для уточнения отличий................. 160
Вопросы на классификацию........................................... 160
«Процентные» вопросы................................................... 161
Вопросы на согласование............................................... 161
Вопросы на сравнение подсистем.................................. 162
7.3. Конструирование действительного и возможного: содержание системной беседы..................................... 162
7.4. Вопросы о конструировании действительности....... 163
Вопросы о показаниях для консультационной
работы .......................................................................... 165
Вопросы к контексту проблемы.................................... 168
7.5. Вопросы о формировании возможностей ................ 173
Общие замечания............................................................173
Вопросы, ориентированные на решения
(«коррекционные вопросы»)............................................176
Вопросы «обухудшении»................................................178
7.6. Вопросы, ориентированные и на решение,
и на проблему...............................................................179
7.7. Вопросы в начале и в конце терапии ....................... 181
Вопросы в начале терапии.............................................181
Заключительные вопросы...............................................181
7.8. Стилистические аспекты..............................................182
8. Семейная скульптура и другие метафорические
техники...................................................................................183
8.1. Работа с семейной скульптурой................................. 183
8.2. Семейный подиум и другие символические образы ... 188
8.3. Видеоконсультирование...............................................189
8.4. Экстернализация проблемы.........................................189
8.5. Метафоры, притчи, остроты, карикатуры................. 193
9. Комментирование как техника............................................195
9.1. Признание, комплимент, позитивная коннотация .... 195
9.2. Реинтерпретация — рефрейминг................................ 197
9.3. «Расщепление» терапевтической команды
или терапевта................................................................202
10. Заключительные интервенции............................................203
10.1. Базовые положения заключительных интервенций ... 203
10.2. Типичные варианты содержания заключительных интервенций..................................................................206
10.3. Поведенческие рекомендации......................................208
10.4. Ритуалы..........................................................................213
Специальные ритуальные действия...............................215
10.5. Тяжелые испытания......................................................219
11. Работа с рефлексирующей командой.................................221
11.1. Формирование контекста изменений........................221
11.2. Обыгрывание рефлексирующей позиции..................227
12. Внешние рамки: контраст, цель, ход терапии..................229
12.1. Как часто, как долго? Интервалы между занятиями, общая длительность......................................................229
12.2. Один раз не считается? Терапия одной сессии........232
12.3. Кого и когда приглашать. Состав участников..........234
12.4. Для чего спрашивать «зачем?» Уточнение цели.......235
12.5. Несколько «типичных» вариантов терапии...............237
12.6. Как и когда остановиться? Завершение ................. 239
IV. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ...............................................241
I }. Сеттинг...................................................................................241
13.1. Семейная терапия без семьи: индивидуальная системная терапия.........................................................241
13.2. Взгляд в обратном направлении: реконструкция семьи в группе..............................................................245
13.3. Лучше «на живо»: системная супервизия..................248
Предпосылки внешней супервизии..................................249
Два типичных примера живой супервизии в рамках
учебной программы по системной терапии...................252
Супервизия случая без супервизора................................253
13.4. Опиум для народа? Супервизия команды
и консультирование организации...............................254
Результаты супервизии: структурирование
сверху вниз........................... ...........................................256
Определение цели вместо направленности на проблему ... 258
Планирование времени: гибкое завершение....................259
Начальная фаза супервизии: оценка реального
состояния команды (коллектива).................................260
Как помешать работе...................................................261
13.5. Шеф в поисках совета: коучинг руководящего
персонала............................. ..........................................262
Коучинг с помощью внешнего консультанта................264
Коучинг с участием собственных консультантов
фирмы..............................................................................266
Коучинг с участием руководства..................................266
Коучинг-беседа................................................................267
13.6. Сделай сам: «карусель заказов» как средство
самосупервизии.............................................................267
Явные и скрытые заказы..............................................268
Техника проведения........................................................268
13.7. Сотрудничество с большими системами:
конференция семейных помощников........................270
Без внешнего консультанта: конференция семьи
с помощниками...............................................................273
14. Прикладные аспекты.............................................................275
14.1. Семейная медицина......................................................276
14.2. Психиатрия....................................................................279
14.3. Служба социальных работников.................................281
14.4. Школа.............................................................................285
14.5. Менеджмент..................................................................289
14.6. Политика.......................................................................293
V. КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
СИСТЕМНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.............................296
15. Больше недругов — больше чести? Дискуссии вокруг системной терапии................................................................296
15.1. Полоролевая «чувствительность»: насколько враждебна системная терапия к женщинам?.............296
15.2. Системная семейная терапия как консервативная социальная технология?...............................................301
15.3. Все выдумка, все путем?..............................................303
Произвольность определений..........................................303
Произвольность реальности...........................................304
Человек, которого можно изменить любым способом ... 305
15.4. Десолидаризация и недостающая этика.....................306
15.5. «Бистро-терапия»: должна ли хорошая терапия
быть краткосрочной?....................................................309
16. Что использует системная терапия? О состоянии экспертной оценки эффективности....................................312
16.1. Общий обзор................................................................315
16.2. Результаты секундарного анализа...............................318
16.3. Экспертные исследования эффективности «по ту и по эту сторону» навязанной необходимости контрольных групп.......................................................323
16.4. Об эффективности других системных
форм сеттинга...............................................................327
16.5. О будущем экспертных исследований.......................328
16.6. Что еще можно исследовать: неэвалюативные системные исследования...............................................330
ИТОГ: НЕ ВЕРЬТЕ УЧЕБНИКАМ (ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НАШЕМУ).....................................332
Литература...................................................................................334