
Год выпуска: 2004
Издательство:
Питер,С-Пб
ISBN: 5-94723-808-Х
Формат:
PDF
Качество: Отсканированные
страницы
Количество страниц: 480
Язык:
русский
"В учебном пособии
на современном уровне раскрываются
основные психологические понятия,
ведущие закономерности психического
развития детей и методы изучения психики
ребенка. Излагаются базисные представления
об отклонениях в психическом развитии
ребенка. Представлены основные способы
психологической профилактики и
психологической коррекции психических
и поведенческих расстройств у детей.
Книга
окажется незаменимой в качестве учебного
пособия для студентов педагогических
и медицинских учебных заведений,
изучающих психологические дисциплины,
слушателей учебных заведений системы
последипломного образования.
Представляет
несомненный интерес для практических
психологов, социальных педагогов,
педагогов детских дошкольных учреждений
и школ, врачей - детских психиатров,
психотерапевтов, педиатров и всех, кого
волнуют вопросы психологического
благополучия и гармоничного личностного
развития детей."
Оглавление
Предисловие.......................................8
Часть I. Обшие закономерности психического развития ребенка
Глава 1. Предмет и история детской психологии.....................10
§ 1. Предмет детской психологии...........................10
§ 2. Связь детской психологии с другими науками.................10
§ 3. История детской психологии...........................11
Вопросы для повторения..............................42
Глава 2. Методы детской психологии...........................43
§ 1. Методологические принципы изучения психологии
ребенка......................................43
§ 2. Основные пути исследования в детской психологии.............44
§ 3. Планирование и построение исследования..................45
§ 4. Методы изучения психики ребенка........................47
Вопросы для повторения...............................58
Практические задания.................................58
Глава 3. Основные закономерности психического развития ребенка.........59
§ 1. Биогенетические и соииогенетические концепции психического развития . . 60
§ 2. Влияние среды на психическое развитие ребенка................62
§ 3. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как
предпосылки психического развития......................64
§ 4. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи
обшественного опыта..............................65
§ 5. Движущие силы развития и возрастная периодизация............68
§ 6. Исторический характер возрастной периодизации. Акселерация.......73
Вопросы для повторения..............................74
Практическое задание.................................74
Часть II. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте
Глава 4. Психологические особенности ребенка первого года жизни..........76
§ 1. Период новорожденности...........................76
§ 2. Развитие в младенческом возрасте........................78
Вопросы для повторения...............................84
Практические задания.................................85
Глава 5. Психическое развитие ребенка в раннем детстве................86
§ 1. Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка.............86
§ 2. Деятельность дошкольника............................87
§ 3. Развитие речи...................................94
§ 4. Предпосылки развития личности в раннем детстве...............96
Вопросы для повторения..............................99
Практические задания.................................99
Часть III. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте............102
§ 1. Теории игровой деятельности.........................102
§ 2. Развитие игры.................................104
§ 3. Взаимоотношения между детьми в игре....................108
§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка..........110
§ 5. Значение игры для психического развития ребенка..............113
§ 6. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте 115
Вопросы для повторения...............................119
Практические задания................................119
Глава 7. Художественная деятельность ребенка....................120
§ 1. Рисование ребенка..............................121
§ 2. Изобразительная деятельность ребенка как показатель уровня
его психического развития...........................124
§ 3. Стадии развития детского рисунка......................124
§ 4. Рисунок — отражение особенностей личности и отношений ребенка
и подростка..................................126
§ 5. Рисунок семьи как средство диагностики внутрисемейных взаимоотношений 128
§ 6. Музыкальная деятельность ребенка.......................1 29
Вопросы для повторения...............................133
Практические задания................................133
Глава 8. Психологическая подготовка детей к труду и особенности их трудовой деятельности.......................................134
§ 1. Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности . ... 134
§ 2. Становление собственно трудовой деятельности детей............135
§ 3. Формирование представлений детей о труде взрослых...........137
§ 4. Влияние трудовой деятельности ребенка на его психическое развитие . ... 141
Вопросы для повторения...............................143
Практические задания................................143
Глава 9. Учебная деятельность ребенка.........................144
§ 1. Обшая характеристика учебной деятельности в детском возрасте......144
§ 2. Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников . . . .148
§ 3. Условия развития учебной деятельности в детском возрасте........150
§ 4. Основные уровни развития учебной деятельности детей...........152
Вопросы для повторения...............................154
Практические задания...............................154
Часть IV. Развитие познавательных процессов ребенка
Глава 10. Развитие ошушений и восприятия ребенка..................156
§ 1. Психологические основы системы сенсорного воспитания.........156
§ 2. Развитие основных видов чувственного восприятия.............160
§3. Восприятие пространства............................161
§ 4. Ориентировка во времени............................163
§ 5. Восприятие ребенком художественных произведений............165
§ 6. Восприятие человека детьми различного возраста...............169
Вопросы для повторения...............................1 73
Практические задания................................173
Глава 11. Развитие внимания у детей..........................174
§ 1. Развитие внимания у детей раннего возраста.................174
§ 2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста.....................................176
§ 3. Пути и средства организации и поддержания внимания детей........182
Вопросы для повторения...............................184
Практические задания................................184
Глава 12. Развитие памяти в детском возрасте.....................186
§ 1. Особенности памяти ребенка в раннем возрасте...............186
§ 2. Развитие памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте........188
§ 3. Психологические приемы развития памяти у детей..............192
Вопросы для повторения...............................195
Практические задания................................196
Глава 13. Мышление у детей: основные этапы развития................197
§ 1. Возрастные психологические новообразования в сфере мышления.....197
§ 2. Наглядно-действенное мышление.......................199
§ 3. Наглядно-образное мышление.........................204
§ 4. Словесно-логическое мышление........................205
§ 5. Психолого-педагогические методы развития мышления у детей.......208
Вопросы для повторения..............................212
Практические задания................................213
Глава 14. Становление речи у детей...........................214
§ 1. Развитие словаря и грамматического строя речи..............214
§ 2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи.......217
§ 3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова . . . 220
§ 4. Развитие планирующей функции речи....................221
§ 5. Развитие речи у детей как средства коммуникации.............222
§ 6. Усвоение грамоты в процессе обучения...................224
Вопросы для повторения..............................226
Практические задания................................226
Глава 15. Развитие воображения............................227
§ 1. Характеристика образов воображения ребенка................227
§ 2. Развитие творческого воображения в детском возрасте............229
§ 3. Некоторые индивидуальные особенности воображения ребенка......231
§ 4. Формирование воображения ребенка.....................232
Вопросы для повторения..............................235
Практические задания...............................235
Часть V. Развитие личности ребенка
Глава 16. Условия развития личности ребенка....................238
§ 1. Обшение как важный фактор развития личности................238
§ 2. Влияние семейной микросреды на развитие личности ребенка........241
§ 3. Ребенок и «детское общество».........................243
§ 4. Влияние взрослого на формирование личности ребенка...........247
Вопросы для повторения...............................249
Практические задания................................249
Глава 17. Развитие самосознания и мотиваиионной сферы ребенка........250
§ 1. Самосознание в раннем возрасте........................250
§ 2. Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте.........251
§ 3. Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка..........253
§ 4. Развитие мотивационной сферы ребенка....................254
Вопросы для повторения...............................258
Практические задания................................259
Глава 18. Эмоции и чувства ребенка.........................260
§ 1. Обшие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе......260
§ 2. Личностный аспект развития эмоций и чувств................262
§ 3. Развитие высших чувств у детей.........................264
§ 4. Условия развития эмоций и чувств у детей...................266
Вопросы для повторения...............................269
Практические задания................................269
Глава 19. Развитие волевой сферы ребенка......................270
§ 1. Особенности развития произвольных движений................270
§ 2. Становление этапов волевого действия у детей
дошкольного и младшего школьного возраста.................272
§ 3. Личностный аспект развития воли......................275
Вопросы для повторения...............................280
Практические задания................................280
Глава 20. Развитие способностей ребенка.......................281
§ 1. Развитие познавательных способностей ребенка................282
§ 2. Развитие практических способностей......................284
§ 3. Развитие специальных способностей ребенка................286
Вопросы для повторения...............................292
Практические задания................................292
Глава 21. Проявление темперамента и его развитие у детей дошкольного
и младшего школьного возраста............................293
§ 1. Обшие проявления темперамента у детей...................293
§ 2. Развертывание темперамента в детском возрасте...............294
§ 3. Характеристика детей разных типов темперамента.............296
Вопросы для повторения...............................302
Практические задания................................302
Глава 22. Психологическая готовность ребенка к школе................303
§ 1. Требования к детям, поступающим в школу.................303
§ 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.................304
§ 3. Соииальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. . . . 305
§ 4. Волевая готовность ребенка к школе......................308
§ 5. Формирование психологической готовности к школе в разных видах
деятельности...................................309
Вопросы для повторения..............................311
Практические задания................................311
Глава 23. Психология личности и деятельности воспитателя детского сада......313
§ 1. Профессионально важные психологические качества воспитателя.....313
§ 2. Характеристика деятельности воспитателя детского
сада.......................................316
§ 3. Педагогическое общение воспитателя.....................319
Вопросы для повторения..............................321
Практические задания...............................321
Глава 24. Психология подросткового возраста....................322
§ 1. Психологические особенности подростков..................322
§ 2. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков 323
§ 3. Типология ситуационно-личностных реакций, проявляюшихся
в подростковом возрасте...........................333
Вопросы для повторения...............................356
Глава 25. Особенности характера у подростков...................357
§ 1. Формирование представлений об особенностях характера у подростков . . 357
§ 2. Типология акцентуаций характера......................357
Вопросы для повторения...............................374
Глава 26. Экспериментально-психологические методы
в изучении межличностных взаимоотношений....................375
§ 1. Что измеряет социометрический опыт?....................376
§ 2. Критерии выбора. Подготовка и проведение экспериментов........381
§ 3. Способы обработки результатов социометрических экспериментов . . . 387
§ 4. Аутосоциометрические методы........................392
§ 5. Ретроспективная аутосоциометрия......................394
§ 6. Представление и обработка аутосоииометрических экспериментов . . . 395 § 7. Изучение ценностно-ориентационного единства. Референтометрия . . . .402
Приложения
Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития
детей раннего возраста............................406
Приложение 2. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания).........407
Приложение 3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПАО). . . 416
Приложение 4. Методика «Несуществующее животное»..............432
Приложение 5. Тренинг общения в детском возрасте (С. А. Игумнов).......435
Приложение 6. Групповая психотерапия подростков с проблемным поведением
(С. А. Игумнов, Т. А. Емельянцева)......................446
Приложение 7. Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксаиии . . 464
Литература.......................................467
Предметный указатель..................................477