|
Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психКоломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Год выпуска: 2004 Оглавление Предисловие.......................................8 Часть I. Обшие закономерности психического развития ребенка Глава 1. Предмет и история детской психологии.....................10 § 1. Предмет детской психологии...........................10 § 2. Связь детской психологии с другими науками.................10 § 3. История детской психологии...........................11 Вопросы для повторения..............................42 Глава 2. Методы детской психологии...........................43 § 1. Методологические принципы изучения психологии ребенка......................................43 § 2. Основные пути исследования в детской психологии.............44 § 3. Планирование и построение исследования..................45 § 4. Методы изучения психики ребенка........................47 Вопросы для повторения...............................58 Практические задания.................................58 Глава 3. Основные закономерности психического развития ребенка.........59 § 1. Биогенетические и соииогенетические концепции психического развития . . 60 § 2. Влияние среды на психическое развитие ребенка................62 § 3. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития......................64 § 4. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи обшественного опыта..............................65 § 5. Движущие силы развития и возрастная периодизация............68 § 6. Исторический характер возрастной периодизации. Акселерация.......73 Вопросы для повторения..............................74 Практическое задание.................................74 Часть II. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте Глава 4. Психологические особенности ребенка первого года жизни..........76 § 1. Период новорожденности...........................76 § 2. Развитие в младенческом возрасте........................78 Вопросы для повторения...............................84 Практические задания.................................85 Глава 5. Психическое развитие ребенка в раннем детстве................86 § 1. Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка.............86 § 2. Деятельность дошкольника............................87 § 3. Развитие речи...................................94 § 4. Предпосылки развития личности в раннем детстве...............96 Вопросы для повторения..............................99 Практические задания.................................99 Часть III. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте............102 § 1. Теории игровой деятельности.........................102 § 2. Развитие игры.................................104 § 3. Взаимоотношения между детьми в игре....................108 § 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка..........110 § 5. Значение игры для психического развития ребенка..............113 § 6. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте 115 Вопросы для повторения...............................119 Практические задания................................119 Глава 7. Художественная деятельность ребенка....................120 § 1. Рисование ребенка..............................121 § 2. Изобразительная деятельность ребенка как показатель уровня его психического развития...........................124 § 3. Стадии развития детского рисунка......................124 § 4. Рисунок — отражение особенностей личности и отношений ребенка и подростка..................................126 § 5. Рисунок семьи как средство диагностики внутрисемейных взаимоотношений 128 § 6. Музыкальная деятельность ребенка.......................1 29 Вопросы для повторения...............................133 Практические задания................................133 Глава 8. Психологическая подготовка детей к труду и особенности их трудовой деятельности.......................................134 § 1. Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности . ... 134 § 2. Становление собственно трудовой деятельности детей............135 § 3. Формирование представлений детей о труде взрослых...........137 § 4. Влияние трудовой деятельности ребенка на его психическое развитие . ... 141 Вопросы для повторения...............................143 Практические задания................................143 Глава 9. Учебная деятельность ребенка.........................144 § 1. Обшая характеристика учебной деятельности в детском возрасте......144 § 2. Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников . . . .148 § 3. Условия развития учебной деятельности в детском возрасте........150 § 4. Основные уровни развития учебной деятельности детей...........152 Вопросы для повторения...............................154 Практические задания...............................154 Часть IV. Развитие познавательных процессов ребенка Глава 10. Развитие ошушений и восприятия ребенка..................156 § 1. Психологические основы системы сенсорного воспитания.........156 § 2. Развитие основных видов чувственного восприятия.............160 §3. Восприятие пространства............................161 § 4. Ориентировка во времени............................163 § 5. Восприятие ребенком художественных произведений............165 § 6. Восприятие человека детьми различного возраста...............169 Вопросы для повторения...............................1 73 Практические задания................................173 Глава 11. Развитие внимания у детей..........................174 § 1. Развитие внимания у детей раннего возраста.................174 § 2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.....................................176 § 3. Пути и средства организации и поддержания внимания детей........182 Вопросы для повторения...............................184 Практические задания................................184 Глава 12. Развитие памяти в детском возрасте.....................186 § 1. Особенности памяти ребенка в раннем возрасте...............186 § 2. Развитие памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте........188 § 3. Психологические приемы развития памяти у детей..............192 Вопросы для повторения...............................195 Практические задания................................196 Глава 13. Мышление у детей: основные этапы развития................197 § 1. Возрастные психологические новообразования в сфере мышления.....197 § 2. Наглядно-действенное мышление.......................199 § 3. Наглядно-образное мышление.........................204 § 4. Словесно-логическое мышление........................205 § 5. Психолого-педагогические методы развития мышления у детей.......208 Вопросы для повторения..............................212 Практические задания................................213 Глава 14. Становление речи у детей...........................214 § 1. Развитие словаря и грамматического строя речи..............214 § 2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи.......217 § 3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова . . . 220 § 4. Развитие планирующей функции речи....................221 § 5. Развитие речи у детей как средства коммуникации.............222 § 6. Усвоение грамоты в процессе обучения...................224 Вопросы для повторения..............................226 Практические задания................................226 Глава 15. Развитие воображения............................227 § 1. Характеристика образов воображения ребенка................227 § 2. Развитие творческого воображения в детском возрасте............229 § 3. Некоторые индивидуальные особенности воображения ребенка......231 § 4. Формирование воображения ребенка.....................232 Вопросы для повторения..............................235 Практические задания...............................235 Часть V. Развитие личности ребенка Глава 16. Условия развития личности ребенка....................238 § 1. Обшение как важный фактор развития личности................238 § 2. Влияние семейной микросреды на развитие личности ребенка........241 § 3. Ребенок и «детское общество».........................243 § 4. Влияние взрослого на формирование личности ребенка...........247 Вопросы для повторения...............................249 Практические задания................................249 Глава 17. Развитие самосознания и мотиваиионной сферы ребенка........250 § 1. Самосознание в раннем возрасте........................250 § 2. Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте.........251 § 3. Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка..........253 § 4. Развитие мотивационной сферы ребенка....................254 Вопросы для повторения...............................258 Практические задания................................259 Глава 18. Эмоции и чувства ребенка.........................260 § 1. Обшие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе......260 § 2. Личностный аспект развития эмоций и чувств................262 § 3. Развитие высших чувств у детей.........................264 § 4. Условия развития эмоций и чувств у детей...................266 Вопросы для повторения...............................269 Практические задания................................269 Глава 19. Развитие волевой сферы ребенка......................270 § 1. Особенности развития произвольных движений................270 § 2. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного и младшего школьного возраста.................272 § 3. Личностный аспект развития воли......................275 Вопросы для повторения...............................280 Практические задания................................280 Глава 20. Развитие способностей ребенка.......................281 § 1. Развитие познавательных способностей ребенка................282 § 2. Развитие практических способностей......................284 § 3. Развитие специальных способностей ребенка................286 Вопросы для повторения...............................292 Практические задания................................292 Глава 21. Проявление темперамента и его развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста............................293 § 1. Обшие проявления темперамента у детей...................293 § 2. Развертывание темперамента в детском возрасте...............294 § 3. Характеристика детей разных типов темперамента.............296 Вопросы для повторения...............................302 Практические задания................................302 Глава 22. Психологическая готовность ребенка к школе................303 § 1. Требования к детям, поступающим в школу.................303 § 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.................304 § 3. Соииальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. . . . 305 § 4. Волевая готовность ребенка к школе......................308 § 5. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности...................................309 Вопросы для повторения..............................311 Практические задания................................311 Глава 23. Психология личности и деятельности воспитателя детского сада......313 § 1. Профессионально важные психологические качества воспитателя.....313 § 2. Характеристика деятельности воспитателя детского сада.......................................316 § 3. Педагогическое общение воспитателя.....................319 Вопросы для повторения..............................321 Практические задания...............................321 Глава 24. Психология подросткового возраста....................322 § 1. Психологические особенности подростков..................322 § 2. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков 323 § 3. Типология ситуационно-личностных реакций, проявляюшихся в подростковом возрасте...........................333 Вопросы для повторения...............................356 Глава 25. Особенности характера у подростков...................357 § 1. Формирование представлений об особенностях характера у подростков . . 357 § 2. Типология акцентуаций характера......................357 Вопросы для повторения...............................374 Глава 26. Экспериментально-психологические методы в изучении межличностных взаимоотношений....................375 § 1. Что измеряет социометрический опыт?....................376 § 2. Критерии выбора. Подготовка и проведение экспериментов........381 § 3. Способы обработки результатов социометрических экспериментов . . . 387 § 4. Аутосоциометрические методы........................392 § 5. Ретроспективная аутосоциометрия......................394 § 6. Представление и обработка аутосоииометрических экспериментов . . . 395 § 7. Изучение ценностно-ориентационного единства. Референтометрия . . . .402 Приложения Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста............................406 Приложение 2. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания).........407 Приложение 3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПАО). . . 416 Приложение 4. Методика «Несуществующее животное»..............432 Приложение 5. Тренинг общения в детском возрасте (С. А. Игумнов).......435 Приложение 6. Групповая психотерапия подростков с проблемным поведением (С. А. Игумнов, Т. А. Емельянцева)......................446 Приложение 7. Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксаиии . . 464 Литература.......................................467 Предметный указатель..................................477 |
Loading
|