Акаша (санскр. आकाश, ākāśa IAST, букв. «видимость»), в дхармических религиях — особый вид пространства, приблизительно соответствующий европейскому понятию «эфир»; в феноменологии — «первоначальный импульс, начало проявления».
Считается одной из первооснов материального мира, одним из Панчамахабхуты — Пяти основных элементов. Основной его характеристикой является шабда (звук). А. является одной из 9 субстанций (дравья) вайшешики.
В человеке А. проявляется в частности в виде Нада – тонкой звуковой вибрации, слышимой опытными практиками хатха-йоги.
В буддизме
А. традиционно подразделяется на скандху, десу и прадесу.
Тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая всё пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествлённая с эфиром. Но она относится к эфиру так же, как дух к материи… Фактически, она является мировым пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в её вечно изменяющихся аспектах на планахматерии и объективности, и из которого излучается Первый Логос, или выраженная мысль. Это причина тому, почему в Пуранах указано, что А. имеет лишь один характерный признак, а именно, звук, ибо звук есть ничто иное, как переведённый символ Логоса – «Речи» в её мистическом смысле.
Ч. Ледбитер пишет, что всё происходящее в пределах нашей Солнечной системы, непременно случается в пределах сознания её Логоса, и поэтому истинная Хроника должна быть его памятью. Более того: очевидно, что на каком бы плане эта память ни существовала, она должна быть гораздо выше всего, что мы знаем, и, следовательно, хроника, которую мы были бы в состоянии прочесть, должна быть лишь отблеском памяти Логоса, отражённым в более плотной среде наших планов. Ледбитер утверждает, что чтение хроник А., позволило теософам точно установить некоторые даты, связанные, к примеру, с разрушением Атлантиды.