Оглавление
Предисловие.................................................................................................................................3
Глава 1. Арт- и психотерапия в клинической практике. Единицы анализа...................5
1.1. Естественнонаучная парадигма........................................................................................6
1.2. Дихотомия «невроз-психоз»............................................................................................11
1.3. Поведенческие модели.....................................................................................................20
1.4. Визуальная экспрессия.....................................................................................................25
1.5. Trieb и сублимация...........................................................................................................37
1.6. Dasein и самоактуализация..............................................................................................52
Глава 2. Комментарий к общей психопатологии................................................................74
2.1. Спецификация клинического опыта...............................................................................75
2.2. Определение синдрома....................................................................................................79
2.3. Определение симптома....................................................................................................88
2.4. Аутизм. Границы понятия...............................................................................................96
2.5. Аутопсихические расстройства....................................................................................116
Глава 3. Терапевтический портрет. Методика и техника...............................................133
3.1. Пространство и время психотерапевтического сеанса. Стилистика.........................135
лечебного портрета................................................................................................................135
3.2. Диалог с пациентом: пути трансформации основного синдрома..............................156
заболевания............................................................................................................................156
3.3. Критерии завершения психотерапевтического процесса. Катарсис по Аристотелю и псевдокатарсис по Брейеру и Фрейду.................................................................................186
Глава 4. Комплексные методы лечения душевнобольных..............................................212
4.1. Автопортрет - метод лечения и реабилитации душевнобольных............................213
4.2. Бодиарт-терапия.............................................................................................................224
4.3. Групповая психотерапия «беседы у костра»...............................................................235
4.4. Обучение .........................................................................................................................241
Глава 5. Эффекты и эффективность маскотерапии.........................................................244
5.1. Характеристика и параметры исследуемого материала.............................................250
5.2. Критерии отбора и оценки.............................................................................................259
5.3. Статистический анализ..................................................................................................267
5.4. Мета-анализ.....................................................................................................................272
Литература................................................................................................................................280
Аннотация.................................................................................................................................298
Предисловие
В середине позапрошлого века в недрах физиологических лабораторий возникла парадигма линейности, линеарной последовательности, процессуальности психических явлений. Эта чрезвычайно продуктивная идея дала возможность Крепелину, ученику Вундта (автора «Физиологической психологии»), собрать разрозненный опыт и создать новую медицинскую дисциплину, которую теперь называют клинической психиатрией.
Фрейд, истинный клиницист, утвердив непрерывность и каузальность в области чистой психологии, предмет которой он сам и создал, благодаря понятиям вытеснения и сублимации получил волнообразную форму психической активности. Она бы сразу потеряла смысл из-за быстрого расширения понятия о сублимации, если бы не нашла своеобразного завершения в рабо- тах Юнга и других сторонников психоанализа.
Студенты Штумпфа Гуссерль с одной стороны, Кёлер и Коффка вместе с Вертгаймером с другой, наряду с Витгенштейном (чистым критиком), разрушили миф о существовании психического процесса, преодолели принцип линейности, но как бы написали одноактную пьесу, она представляется в виде опосредованной суммы структур, феноменов и гештальтов. Однако практическая психиатрия этого не почувствовала в полной мере и только благодаря Ясперсу усилила общую психопатологию новой синдромологией, оставаясь внутри указанного мифа.
Хайдеггер, и его ученики Бинсвангер и Босс сумели завершить это движение, поместив указанные структуры на линию жизни, с добавлением важнейшего свойства прерывности (феномен разрыва, прерывания) в описаии жизнедеятельности человека, а Роджерс и Буженталь успешно воплотили принцип «вот-бытия» в практике лечения своих пациентов. Так наряду с волновой появилась корпускулярная теория психической патологии, что соответствует клиническому и церковному подходу к болезням.
Объединить эти старые традиции в диагностике и лечении психических болезней - задача нового поколения психотерапевтов.
В рамках портретного метода психотерапии мы убеждены: есть психически здоровые и больные люди, последним свойственно (вопреки их воле) терять внешние связи. Графически изобразить это явление невозможно - ни в виде линий, ни в виде волн, ни в виде броуновского движения. Улучшение может наступить, если активизировать механизмы идентификации пациента с самим собой. Понятия Trieb, архетипического образа, экзистенциала, модуса, гештальта заменяются нами понятием зеркального образа «я». Сублимация, трансценденция, самоактуализация, прегнанц-тенденция заменяются идеей реконструкции утраченного образа «я» посредством визуально-вербального взаимодействия.