
Год: 2005
Издательство:
НП Центр психотерапии (Маскотерапия)
ISBN:
н/у
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество:
Изначально компьютерное (eBook)
Количество
страниц: 298
Маскотерапия –
комплекс методов диагностики и лечения
психических расстройств, основанный
на триадной структуре психотерапевтического
взаимодействия (врач – пациент –
скульптурный портрет). Автор –
психотерапевт, кандидат психологических
наук, почетный доктор педагогики в
Лозанне (Швейцария) изменил клиническую
беседу структурно, поместив ее в
функциональном поле художника (врача)
и модели (пациента). Так появилось
трехкомпонентное (вместо двухкомпонентного)
пространство психотерапевтического
взаимодействия, создающего множество
преимуществ и
позволяющего достичь
равного партнерства, «нулевых»
диалогических отношений в паре
врач-пациент. Методы психотерапии
(портрет, автопортрет, бодиарт-терапия,
групповая психотерапия «беседы у
костра», параллельное лечение опекунов
душевнобольных), разработанные Г. М.
Назлояном и его учениками за прошедшие
годы, направлены на выявление и преодоление
аутистических расстройств психики.
Оглавление Предисловие.................................................................................................................................3 Глава 1. Арт- и психотерапия в клинической практике. Единицы анализа...................5 1.1. Естественнонаучная парадигма........................................................................................6 1.2. Дихотомия «невроз-психоз»............................................................................................11 1.3. Поведенческие модели.....................................................................................................20 1.4. Визуальная экспрессия.....................................................................................................25 1.5. Trieb и сублимация...........................................................................................................37 1.6. Dasein и самоактуализация..............................................................................................52 Глава 2. Комментарий к общей психопатологии................................................................74 2.1. Спецификация клинического опыта...............................................................................75 2.2. Определение синдрома....................................................................................................79 2.3. Определение симптома....................................................................................................88 2.4. Аутизм. Границы понятия...............................................................................................96 2.5. Аутопсихические расстройства....................................................................................116 Глава 3. Терапевтический портрет. Методика и техника...............................................133 3.1. Пространство и время психотерапевтического сеанса. Стилистика.........................135 лечебного портрета................................................................................................................135 3.2. Диалог с пациентом: пути трансформации основного синдрома..............................156 заболевания............................................................................................................................156 3.3. Критерии завершения психотерапевтического процесса. Катарсис по Аристотелю и псевдокатарсис по Брейеру и Фрейду.................................................................................186 Глава 4. Комплексные методы лечения душевнобольных..............................................212 4.1. Автопортрет - метод лечения и реабилитации душевнобольных............................213 4.2. Бодиарт-терапия.............................................................................................................224 4.3. Групповая психотерапия «беседы у костра»...............................................................235 4.4. Обучение .........................................................................................................................241 Глава 5. Эффекты и эффективность маскотерапии.........................................................244 5.1. Характеристика и параметры исследуемого материала.............................................250 5.2. Критерии отбора и оценки.............................................................................................259 5.3. Статистический анализ..................................................................................................267 5.4. Мета-анализ.....................................................................................................................272 Литература................................................................................................................................280 Аннотация.................................................................................................................................298 Предисловие В середине позапрошлого века в недрах физиологических лабораторий возникла парадигма линейности, линеарной последовательности, процессуальности психических явлений. Эта чрезвычайно продуктивная идея дала возможность Крепелину, ученику Вундта (автора «Физиологической психологии»), собрать разрозненный опыт и создать новую медицинскую дисциплину, которую теперь называют клинической психиатрией. Фрейд, истинный клиницист, утвердив непрерывность и каузальность в области чистой психологии, предмет которой он сам и создал, благодаря понятиям вытеснения и сублимации получил волнообразную форму психической активности. Она бы сразу потеряла смысл из-за быстрого расширения понятия о сублимации, если бы не нашла своеобразного завершения в рабо- тах Юнга и других сторонников психоанализа. Студенты Штумпфа Гуссерль с одной стороны, Кёлер и Коффка вместе с Вертгаймером с другой, наряду с Витгенштейном (чистым критиком), разрушили миф о существовании психического процесса, преодолели принцип линейности, но как бы написали одноактную пьесу, она представляется в виде опосредованной суммы структур, феноменов и гештальтов. Однако практическая психиатрия этого не почувствовала в полной мере и только благодаря Ясперсу усилила общую психопатологию новой синдромологией, оставаясь внутри указанного мифа. Хайдеггер, и его ученики Бинсвангер и Босс сумели завершить это движение, поместив указанные структуры на линию жизни, с добавлением важнейшего свойства прерывности (феномен разрыва, прерывания) в описаии жизнедеятельности человека, а Роджерс и Буженталь успешно воплотили принцип «вот-бытия» в практике лечения своих пациентов. Так наряду с волновой появилась корпускулярная теория психической патологии, что соответствует клиническому и церковному подходу к болезням. Объединить эти старые традиции в диагностике и лечении психических болезней - задача нового поколения психотерапевтов. В рамках портретного метода психотерапии мы убеждены: есть психически здоровые и больные люди, последним свойственно (вопреки их воле) терять внешние связи. Графически изобразить это явление невозможно - ни в виде линий, ни в виде волн, ни в виде броуновского движения. Улучшение может наступить, если активизировать механизмы идентификации пациента с самим собой. Понятия Trieb, архетипического образа, экзистенциала, модуса, гештальта заменяются нами понятием зеркального образа «я». Сублимация, трансценденция, самоактуализация, прегнанц-тенденция заменяются идеей реконструкции утраченного образа «я» посредством визуально-вербального взаимодействия.