Стихотворение Блока «С доблестях. о подвигах, о славе...» (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение Блока «С доблестях. о подвигах, о славе...» (восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение А.А.Блока «С
доблестях. о подвигах, о славе...» по
жанру представляет собой послание, Это
разговор с портретом далекой возлюбленной,
некогда покинувшей лирического героя.
Однако герой воспринимает его как живой,
одухотворенный образ. Именно поэтому
он называет его не портретом, а лицом
и, обращаясь к портрету, он говорит так,
как будто покинувшая его возлюбленная
способна услышать его слова, осознать
всю глубину своей ошибки и. мажет быть,
наконец, вернуться к герою. Все
стихотворение построено на оппозиции
двух образов(лирического героя и его
любимой женщины), что призвано подчеркнуть
дистанцию, непреодолимый барьер между
ними. В художественной
структуре произведения образ возлюбленной
будто бы раздваивается. Ее портрет
является зримым и реальным. Сама же она
овеяна мистическими чертами. Возлюбленная
уходит из дома в ночь, в иную непознаваемую
реальность. Перед уходом она закутывается
в синий плащ. Эта повторяющаяся деталь
делает ее образ еще болев далеким л
недосягаемым. Первая
строчка произведения «0 доблестях, о
подвигах. о славе...» как бы обманывает
ожидание читателя. Кажется, что речь
пойдет о теме гражданского долга. Однако
любовные переживания оказываются для
героя на определенном этапе жизни важнее
всего, так велика и безгранична горечь
его утраты. Тему печали подчеркивает
уже в первой строфе стихотворения эпитет
« горестный». « Лицо в простой оправе»
воспринимается героем как высшая мировая
ценность. Во второй
строфе центральным образом является
заветное кольцо - символ любовной
верности. Беспредельное отчаяние
лирического героя выражено через жест:
он «бросил в ночь заветное кольцо». Ночь
в данном случае символизирует тьму и
неизвестность. Однако, согласно
эстетическим взглядам поэтов-символистов,
к которым принадлежал и А.А.БЛОК, значение
символа никогда не может быть исчерпано
до конца. В этом случае оно может быть
воспринято и шире: ночь - это время, когда
восстают бесовские силы. Очевидно,
что, лишившись возлюбленной, герой
разуверился в жизни, потерял нравственную
опору Центральный мотив этой строфы -
это мотив измены (Ты отдала свою судьбу
другому..."). Метафора «Летели дни,
крутясь проклятым роем...» передает
чувство огорчения. Утрата сделала всю
жизнь героя бесцельным существованием.
Его терзали вино и страсть, но это не
духовная жизнь, а лишь греховная пародия
на нее. Символично. что герой вспоминает
возлюбленную перед аналоем (аналой -
высокий столик с покатым верхом, на
который в церкви кладут иконы и священные
книги). Очевидно. в любви он ищет спасения
для своей заблудшей души. Даже
по прошествии лет лирический герой все
вспоминает тот роковой день прощания: Я
звал тебя, но ты не оглянулась, Я
слезы лил, но ты не снизошла. '
Повторы подчеркивают многократность
минут скорбных воспоминаний. Силу
любовного чувства лирического героя
актуализирует и мотив сна: Я
крепко сплю, мне спится плащ твой
синий, В котором ты в
сырую ночь ушла. Потеряв
возлюбленную, лирический герой не
озлобился против нее. Спустя годы он
все еще называет ее милой и нежной.
Разрыв воспринимается им как роковая
случайность, в которой виновата
гордыня. Первая строка
последней строфы «Уж не мечтать о
нежности, о славе...», с одной стороны,
композиционно завершает стихотворение,
образуя кольцевую композицию. С другой
стороны, она содержит глубокую мысль о
том, что личное счастье человека и его
социальная роль тесно связаны между
собой.
Следующая строка
«Все миновалось, молодость прошла!»
подчеркивает, что время нельзя повернуть
вспять. Человек, погрузившись в свои
страдания, а потом, стремясь утешиться,
проводя дни в поисках истины в вине,
потерял не только любовь. Он потерял
все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно
ушли в прошлое. Жизненные планы остались
нереализованными. Только осознав это,
лирический герой нашел в себе силы
убрать портрет возлюбленной со стола.
Всю жизнь он лелеял надежду на ее
возвращение. Портрет, убранный со стола
в финале стихотворения, свидетельствует
об окончательной утрата этой надежды,
но одновременно это и определенный
мужественный шаг человека, а котором
разум. наконец, победил болезненное,
разросшееся до вселенских масштабов
чувство. Однако в этот прощальный жест
героя А.А.Блок сумел вложить столько
горя и тоски, что читатель, даже понимая
правильность совершенного поступка,
все равно продолжает сочувствовать
несчастному человеку. В
стихотворении ярко выражено драматургическое
начало, что характерно для лирики
А.А.Блока в целом. Типичный любовный
треугольник превратился в безутешную
драму разбитого сердца. Некоторые образы
в стихотворении также напоминают детали
театрального реквизита.