Ожидаемое символистами
преображение реальности, как показал
опыт 1905 года, обернулось победой
«страшного мира». Блок находится в
предощущений новых исторических
катастроф и испытаний. «Но
узнаю тебя, начало Высоких
и мятежных дней». В
лирике Блока заложен глубокий смысл
неразрывной связи его творчества с
потоком чужих жизней, которые через
него проходят и в нем растворяются. Сам
поэт необычайно осознавал это: «Писатель
поставлен в мире для того, чтобы обнажать
свою душу», «растрачивать свое человеческое
«я», растворять его в массе других
требовательных и неблагодарных «я»…
чем более чувствуешь связь с родиной,
тем реальнее и охотнее представляешь
ее себе как живой организм». Блок говорит
от имени Гамлета, Демона, женщины. О
многих чужих жизнях он размышляет, как
о своей («Холодный день», «Я в четырех
стенах – убитый…»). Даже судьбу и муки
Христа он раскрывает как свою судьбу,
свои муки: «Пред ликом Родины суровой
я закачаюсь на кресте…». В каждом
лирическом произведении Блока сочетаются
различные голоса, спорящие, замолкающие,
создающие драматические картины жизни
в своих переплетах, более сложные, чем
только индивидуальное восприятие.
Поэзия Блока расширяет само представление
о лирическом герое, о поэтическом мире,
который открыт чужим судьбам и
голосам. Лирика Блока
драматизирована не только во своему
содержанию («Мы – дети страшных лет
России – забыть не в силах ничего»).
Новизна самого характера ее лирического
строя, объемность и глубина формы
раскрытия поэтического духовного мира
передают всю противоречивость и
контрастность жизни, воссоздают слитность
и общность человеческих переживаний в
единстве своего и чужих «я». Именно в
этом состоит открытие Блока в области
структуры лирической поэзии, ее
идейно-художественной сущности. Образы
Блока отличаются большой обобщенностью;
вместе с тем они не лишены ярких жизненных
примет. Мысль поэта развивается
исключительно свободно, создавая иной
раз ощущение полетной устремленности
в неизведанные дали времен и пространств.
Ткань стиха воздушна и красочна. В лучших
стихотворениях Блока художественная
образность достигла еще неизвестного
русской литературе слияния выразительных
средств поэзии, музыки и живописи.
Впечатление высокой музыкальности
стиха поэта достигается в первую очередь
его своеобразной мелодикой, приданием
последовательности слов и фраз характера
плавно льющегося звукового потока,
интонационно-богатого и очень широкого
дыхания. Живописные качества стиха
определяются тонким подбором красочных
эпитетов, порой необычными, впечатляющими
контрастами цветовых пятен – белого,
синего, красного. Преобладают сопоставления
«чистых тонов», в чем можно усмотреть
сходство с аналогичной техникой
художников-колористов того времени.
Примером его гражданских и гуманистических
устремлений может служить стихотворение
«Так окрылено, так напевно…». Любовная
тема раскрывается в другом стихотворении,
относящееся к тому же времени – «В синем
небе, в темной глуби…»
Центральное место в творчестве Блока
1908-19016 годов заняли стихи о Родине. «Тема
моя, я знаю твердо, без всяких сомнений
– живая, реальная тема; она не только
больше меня, она больше всех нас; и она
всеобщая наша тема. Все мы, живые, так
или иначе к ней придем. Мы не пойдем, -
оно сама пойдет на нас, уже пошла, - писал
Блок Станиславскому, когда он работал
над драмой «Песня Судьбы», предназначенной
для постановки в МХАТе. В таком виде
стоит передо мной моя тема, тема о России
– вопрос об интеллигенции, народе».
Этой теме сознательно и бесповоротно
посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что
это – первейший вопрос, самый жизненный,
самый реальный».