В сборник стихов о России,
наряду с новыми, впервые появившимися
стихами, были помещены стихи, напечатанные
несколько лет назад. И каждое стихотворение
несет в себе определенную идейную
нагрузку, оно — своеобразное звено в
цепи. Открывается книга циклом стихов
о Куликовом поле. Этот цикл задает тон
всему сборнику — просветленную грусть
и мудрую любовь поэта к России, — даже
такой:
... И под лампадой
у иконы
Пить чай,
отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый
отворив комод,
И на
перины пуховые
В
тяжелом завалиться сне...
Сколько
душевных сил и истинной любви надо
иметь, чтобы после этого сказать:
Да,
и такой, моя Россия,
Ты
всех краев дороже мне.
В
книге более двадцати стихотворений, и
почти каждое — новый этап лирического
познания России. От первых горьких
откровений до заключительных строк:
И
опять мы к тебе, Россия,
Добрели
из чужой земли.
Цикл
"На поле Куликовом” открывается
стихотворением "Река раскинулась”.
Здесь родина для Блока — буйная,
хаотическая, хмельная; ее путь "в тоске
безбрежной”. В стихотворении "На поле
Куликовом” небесная Возлюбленная
охраняет спящих воинов:
И
когда наутро, тучей черной
Двинулась
орда,
Был в щите твой
лик нерукотворный
Светел
навсегда. В строках:
Идут,
идут испуганные тучи,
Закат
в крови! —
не только
человеческий бунт, но и природная стихия
— бунт неба. Поэт хотел разбудить родную
Россию, но вместо этого всюду льется
кровь.
Но у Блока есть
другая, совершенно противоположная
Русь —
С болотами и
журавлями
И мутным
взором колдуна.
Это
старая Русь. Ее толкование сходно с
пушкинским; "Там чудеса, там леший
бродит, русалка на ветвях сидит…”
И
сам не понял, не измерил,
Кому
я песни посвятил,
В
какого Бога страстно верил,
Какую
девушку любил, —
говорил
поэт.
Но Блок не жалеет
Россию:
Тебя жалеть я
не умею
И крест свой
бережно несу...
Он твердо
верит в ее будущее:
Не
пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои
прекрасные черты...
В
"Последнем напутствии” возникают
любимые образы:
... Еще
леса, поляны,
И проселки,
и шоссе,
Наша русская
дорога,
Наши русские
туманы,
Наши шелесты
вовсе.
Поэта волнует
не политическая судьба родной страны,
а спасение ее живой души. К судьбе России
он подходит не как мыслитель с отвлеченной
идеей, а как поэт — с интимной любовью.
Россия для него — Возлюбленная, и как
меняются ее черты — от Прекрасной Дамы
до музы последних стихов, так и чувство
к родине выражается в меняющихся символах
романтической любви. Сначала как невеста,
жена или мать она напоминает своими
светлыми чертами Возлюбленную:
...
Вот она — с хрустальным звоном
Переполнила
надежды,
Светлым
кругом обвела... ...
Это
— легкий образ рая,
Это
— милая твоя...
Только
Блок, со свойственным ему личным
чувственным, интимным восприятием,
может полюбить такую Россию и признаться
ей:
Опять, как в годы
золотые,
Три стертых
треплются шлеи,
И
вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия,
нищая Россия,
Мне избы
серые твои,
Твои мне
песни ветровые, —
Как
слезы первые любви!
Но
интимно-личное у поэта неотделимо от
вселенского: образ невесты, жены связан
с вечной красотой Прекрасной Дамы,
Мировой Души...
В более
позднем творчестве тема родины, а
впоследствии и революции, у Блока стала
связываться не только с идеалом Вечной
Женственности, но и с духовно-нравственным
мотивом и образом Христа. Часто эти два
образа сливаются:
О
том, что было, не жалея,
Твою
я понял высоту:
Да. Ты
— родная Галилея
Мне
— невоскресшему Христу.
И
пусть другой тебя ласкает,
Пусть
множит дикую молву:
Сын
Человеческий не знает,
Где
преклонить ему главу.
Образ
Христа в творчестве Блока, с одной
стороны, носит лирический характер, а
с другой — эпический, народный. О таком
Христе Блок говорит в стихотворении
"Родина”:
Когда-то
там, на высоте,
Рубили
деды сруб горячий
И
пели о своем Христе.
В
образе Христа, весть о котором идет из
темной России, нет смирения, он несет
возмездие:
И капли
ржавые, лесные,
Родясь
в глуши и темноте,
Несут
испуганной России
Весть
о сжигающем Христе.
Эпический
и лирический образы Христа из стихов о
России, соединившись, станут в поэме
"Двенадцать” трагическим символом
"русского строя души”.
Итак,
мы проследили эволюцию темы родины в
творчестве Блока от идеала Вечной
Женственности — России — Возлюбленной,
жены, матери, до сложного, неоднозначного
образа Христа, несущего в себе идейные
духовно-нравственные искания поэта, а
также слияние двух этих образов.