Тема Родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского
Тема Родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского
Александр Блок и Владимир
Маяковский — два великих русских поэта.
Сравнивать их творчество нелегко, так
как в идейном и стилевом отношении они
очень сильно отличаются друг от друга
Если Блок относился к символистам
(представителям наиболее сильного
литературного течения конца XIX—начала
XX в.) и его творчество во многом основывалось
на традициях золотого — пушкинского —
века русской поэзии, то Маяковский
принадлежал к кружку поэтов-футуристов,
призывающих "сбросить Пушкина и
Достоевского с парохода современности”.
У каждого из этих великих поэтов было
свое понимание современности, истории
и роли поэзии. Единственное,
что их объединяет, — это горячая любовь
к Родине. Образ Родины
у Блока чрезвычайно сложен, многогранен
и противоречив. Сам поэт говорил, что
этой теме посвящает всю свою жизнь.
Пьяная, богомольная, озорно смотрящая
из-под женского платка, нищая — такова
Россия Блока. И именно такой она дорога
ему:
Да, и такой, моя
Россия, Ты всех краев
дороже мне, —
признается
поэт в стихотворении "Грешить бесстыдно,
беспробудно...”. Поэт
страстно любил свою страну, соединял
ее судьбу со своей: "Русь моя, жизнь
моя, вместе ль нам маяться?..”. Во многих
его стихах о Родине мелькают женские
образы: "Нет, не старческий лик и не
постный под московским платочком
цветным...” ("Новая Америка”), "...плат
узорный до бровей...”, "...мгновенный
взор из-под платка...”. Символ
России во многих стихах Блока сводится
к образу простой русской женщины.
Отождествляя эти два образа, поэт как
бы одушевлял само понятие "Россия”,
сближая так называемую патриотическую
лирику с любовной. В стихотворении
"Осенний день” он называет Россию
своей женой:
О, нищая
моя страна, Что ты для
сердца значишь? О,
бедная моя жена, О чем
ты горько плачешь?
Из
всех русских поэтов только у Блока
звучит такая трактовка темы любви к
Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до
безумия — в каждом слове, в каждой
строчке. Иногда к этой
сложной гамме чувств присоединяются
нотки "сверхъестественного”. Так,
таинственность, сложное переплетение
реальности и мистики сквозят в строках
самого замечательного, на мой взгляд,
стихотворения Блока о Родине
("Русь”):
Русь, опоясана
реками И дебрями
окружена С болотами
и журавлями, И с мутным
взором колдуна... ...Где
ведуны с ворожеями Чаруют
злаки на поляк, И
ведьмы тешатся с чертями В
дорожных снеговых столбах.
Россия
Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны
перемены, о которых говорится в
стихотворении "Коршун” 1916 г.:
Идут
века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна, В
красе заплаканной и древней — Доколе
матери тужить? Доколе
коршуну кружить?
"Коршуну
кружить” оставалось уже недолго. Через
год после написания стихотворения
началась революция. Что ждет после нее
несчастную Россию, какие пути-дороги
перед ней откроются? Этого Блок точно
не знал (хотя многое предвидел благодаря
своей гениальной интуиции). Поэтому в
его поэме "Двенадцать”, прославляющей
стихийную революционную бурю, которая
захлестнет и поэта, ее герои, патруль
из двенадцати человек, не видят, куда
идут:
И вьюга пылит им
в очи Дни и
ночи Напролет...
Старый
мир, к которому принадлежал Блок, был
разрушен. Каким будет новый мир, поэт
не мог представить. Будущее оказалось
скрытым пеленой мрака и кровавой дымки.
Поэзия — великая, истинная — никому
теперь не нужна, стихов не слышно из-за
стука шагов дозорных по мостовой, из-за
частых выстрелов и революционных песен.
Не случайно в поэме "Хорошо” Маяковский
написал об этом
времени:
Кругом тонула Россия
Блока... Незнакомки, дымки
севера шли на дно, как
идут обломки и
жестянки консервов.
Сам
Маяковский тоже горячо любил Родину,
но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы
направлена в прошлое, Маяковский же
говорил: Отечество
славлю, которое
есть, но трижды — которое
будет.
В отличие от
Блока, он твердо знал, каким будет будущее
страны — оно будет социалистическим
и, конечно же, обязательно счастливым.
В лирических сборниках Маяковского нет
ни одного стихотворения, которое бы
прославляло дореволюционную Россию.
Он сам и вся ею поэзия устремлены в
будущее. Современную ему Россию (точнее,
Советский Союз) он беззаветно любил. В
то время в стране жилось трудно, были
голод и разруха, и Маяковский перенес
вместе со своей страной и своим народом
все тяготы и лишения:
Землю, где
воздух, как сладкий
морс, Бросишь и мчишь,
колеся, — но землю, с
которою вместе мерз,
вовек разлюбить
нельзя... Я землю
эту люблю. Можно забыть, где
и когда пузы растил и зобы, но землю, с
которой вдвоем голодал,
— нельзя никогда забыть.
Поэт
побывал за рубежом, видел заграничную
сытую и шикарную жизнь, но родная земля
ему дороже:
Я хотел бы
жить и умереть в
Париже, если б не было такой
земли — Москва.
Маяковский
невероятно гордился тем, что живет в
единственной на всем свете социалистической
стране. В своих стихах он буквально
кричал: "Читайте, завидуйте, я — гражданин
Советского Союза!”. И пусть от этого
некоторым "скривляло ожогом рот”,
пусть у молодой советской страны было
еще много врагов, Маяковский свято и
искренне верил, что все трудности будут
преодолены, навсегда исчезнут разруха,
голод, войны, и настанет светлое
коммунистическое будущее. Этой верой,
подлинным оптимизмом проникнуты все
его стихи о Родине. Мечтам поэта не
суждено было осуществиться, но все же
от этого его творчество не становится
менее интересным для изучения и
прочтения. В лирических
произведениях двух величайших поэтов
России — Блока и Маяковского — Россия
предстает как дорогая и всем до боли
знакомая отчизна, непостоянная, кипящая,
рыдающая сквозь заливистый смех, вся
устремленная в будущее и готовая в любой
момент забыть о тяжелом прошлом, все
поняв и всем простив.