По словам самого Блока,
тема России — главная в его поэзии. Блок
обратился к этой теме уже в самом начале
своего творческого пути и остался верен
ей до конца жизни. Стихотворение "Гамаюн,
птица вещая” стало первым произведением
юного Блока, посвященным судьбе России.
Уже в нем встает тема исторического
пути родины, ее трагической истории.
Птица Гамаюн
...вещает
и поет, Не в силах крыл
поднять смятенных... Вещает
иго злых татар, Вещает
казней ряд кровавых, И
трус, и голод, и пожар, Злодеев
силу, гибель правых...
Стихотворение
вместило в себя все то, что потом станет
столь важным для блоковского понимания
России: любви к ней ("Прекрасный лик
горит любовью”), сознание ужаса ее
прошлого и настоящего и стремление
видеть истину, какой бы страшной она ни
была:
Цикл "На поле
Куликовом” целиком посвящен России. В
первом стихотворении этого цикла встает
тема пути, раскрывающаяся в двух планах:
пространственном и временном. Временной
план представляет собой изображение
исторического пути России:
В
степном дыму блеснет святое знамя И
ханской сабли сталь... И
вечный бой! Покой нам только
снится Сквозь кровь
и пыль...
Именно сочетание
временного плана с пространственным
придает стихотворению особый динамизм.
Россия никогда не застынет в мертвенной
неподвижности, ее вечно будут сопровождать
перемены:
И нет конца!
Мелькают версты, кручи...
Восприятие
родины поэтом всегда было
обостренно-личностным. Он отходит от
традиционного образа России-матери —
в его стихах предстает совершенно
неожиданный образ России-жены,
возлюбленной, невесты: "О, Русь моя!
Жена моя!” В стихотворении "Новая
Америка” Россия названа "невестой”,
а в стихотворении "Россия” любовь к
родине сравнивается с любовью к
женщине:
Россия,
нищая Россия, Мне избы
серые твои, Твои мне
песни ветровые — Как
слезы первые любви!
Россия
представлена в стихотворениях "Сытые”
и "Фабрика” — это Россия социальных
контрастов и противоречий, Россия
"сытых” и "нищих”. В "Сытых” —
непосредственном отклике на события
русской революции 1905 года — Блок выражает
веру в грядущие перемены:
Теперь
им выпал скудный жребий: Их
дом стоит неосвещен, И
жгут им слух мольбы о хлебе И
красный смех чужих знамен! Пусть
доживут свой век привычно — Нам
жаль их сытость разрушать. Лишь
чистым детям — неприлично Их
старой скуке подражать.
В
стихах о России явно слышатся традиции
М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И.
Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская
"Родина” с ее отрицанием официального
патриотизма и провозглашением любви к
скромной и бедной крестьянской России.
С Некрасовым Блока роднит исторический
оптимизм. Также перекликаются с блоковской
"Россией” некрасовские строки об
"убогом и темном родном уголке” в поэме
"Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева
принято считать предтечей символизма.
Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое
стихотворение Тютчева о непостижимости,
таинственности России:
Умом
Россию не понять, Аршином
общим не измерить — У
ней особенная стать, В
Россию можно только верить.
Как
и тютчевское четверостишие, хрестоматийной
стала последняя строфа блоковской
"России”:
И невозможное
возможно, Дорога
долгая легка, Когда
блеснет в дали дорожной Мгновенный
взор из-под платка, Когда
звенит тоской острожной Глухая
песня ямщика.
Подобный
образ таинственной, непредсказуемой,
но прекрасной России создается Блоком
и в стихотворении "Русь”:
Дремлю
— и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь, Она
и в снах необычайна, Ее
одежды не коснусь.
России
посвящено главное произведение Блока
— неоконченная поэма "Возмездие”
(1901 — 1921). Перед читателем проходят
эпизоды из российской истории, проходят
образы народовольцев, "огромного,
водянистого” царя (Александра III),
"Державного Основателя” (Петра I). Вся
поэма пронизана лейтмотивом "возмездия”
— ритмом мазурки, любимого танца
угнетенной Польши... В строфе о Победоносцеве
поэт называет его злым "колдуном”,
"волшебником”, а Россию сравнивает с
очарованной им спящей красавицей. Здесь
возникают параллели со стихотворением
"Русь”. Авторский замысел раскрывается
в предисловии к публикации третьей
главы поэмы. Блок пишет о своих
"революционных предчувствиях” накануне
первой мировой войны. Ожиданием
перемен пронизано и стихотворение
"Рожденные в года глухие...”, посвященные
3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность
своего поколения, поколения детей
"страшных лет России”, и призывает к
обновлению:
И пусть
над нашим смертным ложем Взовьется
с криком воронье, — Те,
кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
Налицо
перекличка с лермонтовской
"Думой”. Очевидно,
предчувствия Блока сбылись: пришла
Октябрьская революция. Блок был первым
поэтом, написавшим о ней большое
произведение. Поэма "Двенадцать”
подчеркнуто полифонична. В ней звучит,
например, голос "писателя-Ви...”, не
принявшего революцию:
—
Предатели! — Погибла
Россия!
Звучит и голос
красногвардейца. В нем слышен пафос
уничтожения старого мира, старой
России:
Товарищ, винтовку
держи, не трусь! Пальнем-ка
пулей в Святую Русь — В
кондовую, В избяную, В толстозадую!
Блок понимает, что прежней России больше
нет, видит весь ужас происходящего на
петроградских улицах:
Вместе
с тем Блок верит в глубокий исторический
смысл происходящих событий и принимает
революцию. Название поэмы символично:
у читателя возникают аллюзии к Новому
Завету: вспоминаются апостолы. В последней
главке эти аллюзии подкрепляются
неожиданным образом: впереди двенадцати
красногвардейцев-апостолов идет Иисус
Христос. Образ России
у Блока чрезвычайно многогранен. Он
тесно связан с другими важными мотивами
его поэзии: мотивами любви, пути,
возмездия, революции. Неизменной в
творчестве Блока всегда оставалась
вера в Россию. В своей статье "Интеллигенция
и революция” он писал: "России суждено
пережить муки, унижения, разделения; но
она выйдет из этих унижений новой и —
по-новому — великой”. Эта вера делает
поэзию Блока особенно актуальной
сегодня.