В моей душе любви весна
Не
сменит бурного ненастья...
А.
Блок
Говорят, что каждый
мужчина через всю жизнь бережно проносит
в своих мыслях и мечтах созданный еще
в юношеские годы образ своей Дульсинеи
Тобосской, своей Прекрасной Дамы. И с
годами этот образ только лишь слегка
изменяется. И как бы ни складывалась
личная жизнь, каждый все равно продолжает
мечтать и в мечтах своих обращаться к
вечно прекрасной, мудрой, недосягаемой,
бережно хранить ее образ и молиться на
нее. Ибо так устроен человек. Он не может
жить без веры, без чего-то светлого в
душе. Любящим свойственно обожествлять
любимых.
А. Блок вошел
в литературу с первым циклом стихов,
так и называвшемся — "Стихи о Прекрасной
Даме”. И эту тему, этот образ Прекрасной
Дамы, вначале такой хрупкий, романтичный,
а с годами принимавший все более реальные
черты, он бережно пронес через все свое
творчество. И если образы ранних стихов
Блока живут лишь в божественном,
романтическом мире:
Ты
из шепота слов родилась,
В
вечереющий сад забралась
И
осыпала вишневый цвет,
Прозвенел
твой весенний привет.
С
той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо
мной твоя легкая тень, —
то
пройдут годы, и жизнь наложит на все
свой отпечаток. Почти уйдут юношеская
восторженность и романтизм, а вместо
него появится серый, обыденный мир. И
не только появится, но и займет свое
главенствующее место. А мир фантазии,
мир мечты обратится в легкую дымку
вокруг образа. Постепенно в лирике Блока
будут чувствоваться раздвоенность и
восприятие образа женщины через призму
двух миров: близкого и скорбного "здесь”
и лучшего, прекрасного "там”. Так,
вечная женственность и мудрость
соединятся воедино со скорбной
реальностью. Душа — ореол, идущий
изнутри, окружает земную оболочку
прозрачной хрупкой дымкой. Именно в ней
и заключена та вечная прелесть женщины,
которую воспевали поэты всех веков. И
это соединение двух миров возносит
женщину в глазах поэта на пьедестал
богини.
Так пел ее
голос, летящий в купол,
И
луч сиял на белом плече,
И
каждый из мрака смотрел и слушал,
Как
белое платье пело в луче...
Она
близка, вполне реальна и в то же время
недосягаема, как божество. "...Я знаю —
ты здесь, ты близко — ты там”. Возможно,
что именно эта удивительная способность
видеть в женском образе божественное
начало во многом определила отношение
Блока к женщине. Живя реальной жизнью,
среди людей, он отчетливо видел, как быт
и серая обыденность давят на женщину и
губят в ней тот светлый образ, воплощение
которого в жизни он искал. Возникает
образ женщины на фоне социальных проблем,
и горькая действительность все более
плотно окружает пыльной завесой "светлый
образ”:
И каждый вечер,
за шлагбаумами,
Заламывая
котелки,
Среди канав
гуляют с дамами
Испытанные
остряки.
Над озером
скрипят уключины
И
раздается женский визг,
А
в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно
кривится диск.
И кто
эта девушка без имени? Кто она — сон или
действительность? Богиня или падшая?
Святая или преступница? Девушка, которая
в пьяном бреду представлялась поэту
земным воплощением "святого образа”:
И
каждый вечер, в час назначенный
(Иль
это только снится мне?),
Девичий
стан, шелками схваченный,
В
туманном движется окне...
...И
веют древними поверьями
Ее
упругие шелка,
И шляпа
с траурными перьями,
И
в кольцах узкая рука...
Эти
горечь и боль становятся основными
мотивами в стихах Блока. И поразительно
ужасными открываются контрасты между
двумя мирами:
Под
насыпью, во рву некошенном,
Лежит
и смотрит, как живая,
В
цветном платке, на косы брошенном,
Красивая
и молодая...
...Не
подходите к ней с вопросами,
Вам
все равно, а ей — довольно:
Любовью,
грязью иль колесами
Она
раздавлена — все больно.
Женщина
создана для того, чтобы любить и быть
любимой. Но если судьба распорядилась
иначе и быт раздавил ее, то чья в том
вина? Блок, конечно, видел и понимал это.
И потому, наверное, в его стихах женщина
всегда будет жертвой, всегда будет
оправдана:
Я не только
не имею права,
Я тебя
не в силах упрекнуть
За
мучительный твой, за лукавый,
Многим
женщинам сужденный путь.
Возможно,
это явилось одной из главных причин
того, что любовь и судьба женщины в
лирике Блока всегда трагичны. Женские
образы из стихотворений "Перед судом”
и "На железной дороге ” впоследствии
выльются в образ Катьки в поэме
"Двенадцать”. И Катька явится
олицетворением трагической женской
судьбы и трагической жизни людской, ибо
по положению женщины можно судить о
жизни общества. И если несчастна женщина,
если осквернена любовь — самое святое,
что может быть в человеке, то как может
быть счастливою жизнь? Быт и серость
жизни реальной женщины отодвинули
дымчатый
образ, и пришел ему на смену другой,
вполне конкретный. Образ той "страстной,
безбожной, пустой, незабвенной”. Любовь
к этой женщине подобна искре. Она
загорается, мгновения светит безумным
светом, чтобы испить наслаждение жизни
до дна и чтобы так же скоро погаснуть,
сгореть.
И пусть она
"безбожная, пустая”, и пусть пыль
повседневности окутала ее, она всегда
будет не грешницей, а мученицей. И любовь
к женщине для Блока останется светлым
и святым чувством, которое он сумел
сохранить и пронести через все
творчество.
В снах
печальных тебя узнаю
И
сжимаю руками моими
Чародейную
руку твою.
Повторяю
далекое имя...