О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить, Безличное
— вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить! Александр
Блок
Александр Блок
был поэтом величайшего исторического
рубежа, Это великий поэт старой,
дооктябрьской России, завершивший своим
творчеством поэтические искания всего
XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала:
"Блок не только величайший европейский
поэт первой четверти XX века, но и
человек-эпоха". В
своем творчестве Александр Блок отразил
существенные черты этой бурной, переломной
эпохи. Отблеск русской революции лежит
на его стихах и поэмах.
Испепеляющие
годы! Бездумья ль в
вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в. лицах есть.
Можно
сказать, что историческая миссия Блока
как поэта, критика, публициста заключалась
в том, чтобы привести культуру прошлого
в непосредственное соприкосновение со
своим временем. Поэт явился связующим
звеном между литературой XIX и начала XX
веков. Вероятно, поэтому в творчестве
и облике Блока совмещаются несовместимые
черты и качества личности. Блок
классичен, сдержан, глубоко интеллектуален
и интеллигентен. Он наиболее яркий
представитель одного из самых модных
модернистских течений — символизма, в
котором видел выражение мятежных исканий
своего времени. В содержании своего
творчества Блок вышел далеко за пределы
символистской доктрины, но он оставался
верен эстетике и поэтике символизма до
конца своих дней, остро ощущая "тревоги
своего времени". На
страстном, музыкальном языке своей
поэзии Блок гениально выразил владевшее
им предчувствие приближающегося перелома
в мировой жизни.
И
черная земная кровь Сулит
нам, раздувая вены, Все
разрушая рубежи, Неслыханные
перемены, Невиданные
мятежи.
В поэтическом
мире Блока, который, как творец, искал
сжатые поэтические формы, конкретные
образы превращались в емкие символы,
говорящие о беспредельном. Одно-два
"магических" слова могли означать
для него бесконечно многое. Наиболее
известные, классические тому примеры
мы находим в стихотворениях "Прекрасная
Дама", "Незнакомка", "Нечаянная
радость". Причем, особую значимость
приобретает многомерность и глубина
подразумеваемых смыслов. Символика
Блока не остается неизменной, она
по-новому переосмысляется, скрещивается
с новыми символами. В ранних стихотворениях,
например в "Незнакомке" перед нами
один символический ряд: "шляпа с
траурными перьями", "перья страуса
склоненные", скрывающаяся "в
туманном... окне", за "темной вуалью",
"незнакомка". В позднем стихотворении
"О доблестях, о подвигах, о славе..."
образ трагической любви, воспоминание
о былом счастье и молодости связан с
другим изобразительным рядом. Изображение
любимой на портрете возникает перед
нами без всякой дымки: "твое лицо в
простой оправе. Детали, связанные с
миром повседневности, символически
обобщены: "и бросил в ночь заветное
кольцо", "синий плащ", "летели
дни, крутясь проклятым роем". В
стихотворении упоминается единственная
деталь туалета — "синий плащ". Его
не просто надевает любимая — в него
"она печалью завернулась". Возникая
повторно во сне, этот образ приобретает
значение символа. В этом стихотворении
мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны,
ни таинственного исчезновения. "... В
сырую ночь ты из дому ушла", — уход
любимой осязаем и конкретен. Но это не
делает восприятие стихотворения
приземленным, оно, хоть и печально, но
окутывает романтической дымкой, символика
остается глубокой, со множеством
подтекстов. Подобное
восприятие выражается и в блоковских
метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку,
сестра символа.
Закат
в крови! Из сердца
кровь струится! Плачь,
сердце, плачь... Покоя
нет! Степная кобылица Несется
вскачь. ("На поле
Куликовом")
Александр
Блок создал особый тип лирической
поэзии. Поэзия эта проникнута острым
чувством истории и действительности.
Лирический стиль Блока — не разрушение
старых, традиционных форм, а свободное
сочетание и перепланировка элементов
самых различных стилей: от
романсно-элегического до куплетно-частушечного.
Поэт наполнил романс психологическим
содержанием и создал его как явление
не просто "цыганщины", а большого
литературного стиля:
Вешний
трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны, И
твоя одичалая прелесть Как
гитара, как бубен весны! ("Ты
— как отзвук забытого
гимна...")
Напевно-эмоциональная
интонация романса соседствует с
разговорной поэтической
частушкой:
Отложила
молодица Зимнюю кудель...
Поглядеть, как веселится В улице
апрель! Раскрутился
над рекою Красный сарафан,
Счастьем, удалью, тоскою Задышал
туман. (Из цикла
"Ненужная весна")
Принцип
контраста, антитезы является излюбленным
художественным принципом поэтики Блока.
Так, пролог к поэме "Возмездие"
целиком построен на противоположности
антонимических слов: "Жизнь — без
начала и конца. Нас всех подстерегает
случай...” Или: "Он, утверждая, отрицал.
И утверждал он, отрицая...” В
сюжетных стихотворениях Блок зачастую
использует для того, чтобы возрастала
напряженность повествования,
параллелизм:
Вагоны
шли привычной линией.
Подрагивали и скрипели; Молчали
желтые и синие; В
зеленых плакали и пели. ("На
железной дороге")
Мастерски
поэт использует цветовые метафоры:
"желтые и синие1 (вагоны 1 и 2 классов),
"зеленые" (вагоны 3 класса). Здесь
"желтые и синие" олицетворяют
высшее сословие и его равнодушное
отношение к окружающему миру
обездоленных. Блок
справедливо считал, что поэту отведена
особая, великая и ответственная роль:
"Три дела возложены на него: во-первых
— освободить звуки из родной безначальной
стихии, в которой они пребывают; во-вторых
— привести эти звуки в гармонию, дать
им форму; в-третьих — внести эту гармонию
во внешний мир". Большая
притягательная сила блоковского стиха,
могучая внутренняя энергия его ритмов
проверены временем. Эти тончайшие,
разнообразные музыкальные ритмы волнуют,
тревожат, радуют, печалят и воодушевляют.
Эти ритмы заставляют снова и снова
почувствовать гармонию, внесенную в
мир великим поэтом. Через десятилетия
мы слышим его пророческий голос:
Быть
может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне: Простим
угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его? Он
весь — дитя добра и света, Он
весь — свободы торжество!