Центральный Дом Знаний - Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике А. Блока

Весь горизонт в огне, и близко появленье, 
    Но страшно мне — изменишь облик 
    Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, 
    Сменив в конце привычные черты. 
    А. Блок

    С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом "Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты. 
    Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед: 

    Прозрачные, неведомые тени 
     К тебе плывут, и с ними 
    Ты плывешь, 
    В объятия лазурных сновидений, 
     Невнятных нам, — 
    Себя Ты отдаешь. 

    Она недоступна герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный:

    А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье, 
    Узрев на миг бессмертные черты, 
    Безвестный раб, исполнен вдохновенья, 
     Тебя поет. Его не знаешь Ты... 
    Лирический герой цикла, двойник поэта — 
    Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.

    Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:

    Вхожу я в темные храмы, 
     Совершаю бедный обряд, 
    Там жду я Прекрасной Дамы 
    В мерцанье красных лампад.

    Во всем герою чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки: 

    С той поры, что ни ночь, что ни день, 
    Надо мной твоя белая тень, 
    Запах белых цветов средь садов, 
     Шелест, легких шагов у прудов...

    При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, "осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:

    Вот лицо возникает из кружев, 
     Возникает из кружев лицо... 
    Вот плывут ее вьюжные трели, 
    Звезды светлые шлейфом влача...

    "Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит герой. 
    Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа "лучезарный”, "таинственный”, "несказанный”, "озаренный”, "отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:

    Встану я в утро туманное, 
    Солнце ударит в лицо. 
    Ты ли, подруга желанная, 
    Всходишь ко мне на крыльцо?

    Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв. 
    В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

    Звездой кровавой ты текла, 
     Я измерял твой путь в печали, 
    Когда ты падать начала.

    Метафизическое падение Девы тревожит и печалит 
    героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную 
    на неосвященной земле, в "неосвещенных воротах”, что 
    И этот взор не меньше светел, 
    Чем был в туманных высотах. 
    Спустившись с "небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, "гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении "Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:

    Шлейф, забрызганный звездами, 
    Синий, синий, синий взор. 
     Меж землей и небесами 
    Вихрем поднятый костер.

    Так образ мистической "Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:

    Средь этой пошлости таинственной, 
    Скажи, что делать мне с тобой — 
    Недостижимой и единственной, 
    Как вечер дымно-голубой?

    Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении "Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания "и каждый вечер”. И в то же время —

    ...в час назначенный 
     (Иль это только снится мне?) 
    Девичий стан, шелками схваченный, 
    В туманном движется окне.

    Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

    Ты право, пьяное чудовище! 
     Я знаю: истина в вине.

    Но — как знать? Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной подруги — падшего ангела — Незнакомки.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24