Весь горизонт в огне, и близко
появленье,
Но страшно
мне — изменишь облик
Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив
в конце привычные черты.
А.
Блок
С именем Блока в
нашем представлении связан, прежде
всего, образ романтического поэта,
воспевающего в своих стихах идеальную
возлюбленную, воплощение совершенной
женственности и красоты. Появление
этого мотива (скорее, даже лейтмотива
раннего творчества автора) связано с
эстетикой символизма и с философией и
поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего
о Мировой Душе или Вечной Женственности,
призванной обновить и возродить мир,
прошло сквозь призму поэтического
таланта Блока. При этом "Стихи о
Прекрасной Даме” во многом автобиографичны,
насколько это слово может быть применимо
к поэтическому произведению. Блок
воплотил в них интимно-лирические
переживания своей юности. Любимая
девушка становится в его стихах Святой,
Пречистой Девой, символом женственности
и красоты.
Весь цикл
стихов о Прекрасной Даме пронизан
пафосом целомудренной любви к женщине,
рыцарского служения ей и преклонения
перед него как перед олицетворением
идеала духовной красоты, символом всего
возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии
Блока видится герою не как земная
женщина, а как божество. У нее несколько
имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая
Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная,
таинственная, недоступная, отрешенная
от земных бед:
Прозрачные,
неведомые тени
К тебе
плывут, и с ними
Ты
плывешь,
В объятия
лазурных сновидений,
Невнятных нам, —
Себя
Ты отдаешь.
Она
недоступна герою, потому что он — только
человек, земной, грешный, смертный:
А
здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев
на миг бессмертные черты,
Безвестный
раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты...
Лирический
герой цикла, двойник поэта —
Порой
слуга, порою милый, И вечно —
раб.
Рыцарь,
коленопреклоненный монах, раб, он
свершает свое служение прекрасной
царице, Пречистой Деве:
Вхожу
я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там
жду я Прекрасной Дамы
В
мерцанье красных лампад.
Во
всем герою чудится ее присутствие — в
бездонной лазури неба, в весеннем ветре,
в песне скрипки:
С
той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо
мной твоя белая тень,
Запах
белых цветов средь садов,
Шелест, легких шагов у прудов...
При
этом героиня почти бесплотна, бестелесна,
ее образ не предполагает ничего
конкретного, "осязаемого”, ведь все
земное ей чуждо:
Вот
лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо...
Вот
плывут ее вьюжные трели,
Звезды
светлые шлейфом влача...
"Мне
не слышны ни вздохи, ни речи”, — говорит
герой.
Для описания
объекта своего поклонения автор
использует эпитеты типа "лучезарный”,
"таинственный”, "несказанный”,
"озаренный”, "отрадный”. Но в некоторых
стихах о Прекрасной Даме ее образ
принимает более конкретные, земные
черты, лишенные налета мистики:
Встану
я в утро туманное,
Солнце
ударит в лицо.
Ты ли,
подруга желанная,
Всходишь
ко мне на крыльцо?
Перед
нами уже не отвлеченный образ, а земная
женщина; следует заметить, что говоря
о ней, поэт отказывается от прописных
букв.
В стихах,
последовавших вслед за циклом о Прекрасной
Даме, можно проследить дальнейшее
развитие ее образа. Героиня цикла так
и осталась небожительницей, не снизошедшей
к герою и его любви. В более поздних
стихотворениях возникает фигура новой
героини, также по-своему воплощавшей
идеал красоты и света. Небесный ангел,
Звездная Дева неожиданно падает на
землю:
Звездой кровавой
ты текла,
Я измерял
твой путь в печали,
Когда
ты падать начала.
Метафизическое
падение Девы тревожит и печалит
героя,
но затем он понимает, найдя свою
возлюбленную
на
неосвященной земле, в "неосвещенных
воротах”, что
И этот
взор не меньше светел,
Чем
был в туманных высотах.
Спустившись
с "небес”, героиня не потеряла своей
красоты, прелести, очарования. Так
рождается на свет Незнакомка — сошедший
на землю ангел, "гений чистой красоты”,
говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении
"Шлейф, забрызганный звездами” героиня
сравнивается с кометой, падающей вниз,
соединяющей этим своим падением небо
и землю:
Шлейф,
забрызганный звездами,
Синий,
синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем
поднятый костер.
Так
образ мистической "Вечной Женственности”
сменяется в поэтическом мире Блока
романтическим образом живущей на земле
Незнакомки. И тогда возникает другой
конфликт:
Средь этой
пошлости таинственной,
Скажи,
что делать мне с тобой —
Недостижимой
и единственной,
Как
вечер дымно-голубой?
Героиня
обречена на пребывание в мире пошлости
и грязи. Как возможно сосуществование
прекрасного и безобразного, возвышенного
и обыденного? На этот вопрос Блок пытается
дать ответ в своем стихотворении
"Незнакомка”. Оно построено на
противопоставлении двух миров. В первой
части поэт дает картину уродливой
повседневной реальности (духота улиц,
скука, пыль, плач, визг). Обыденность,
привычность происходящего подчеркиваются
неоднократным употреблением сочетания
"и каждый вечер”. И в то же время
—
...в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий
стан, шелками схваченный,
В
туманном движется окне.
Образ
Незнакомки нельзя толковать однозначно.
То ли это только видение, пригрезившееся
сидящему за стаканом вина герою? То ли
это реальная женщина, наделенная
атрибутами романтической возлюбленной
— опять же, не без воздействия алкоголя?
Наследник романтизма, Блок не избегает
двусмысленности и иронии. Несомненным
представляется одно: мечта и действительность
несовместимы, в мире быта нет места
идеалу. Последние строки выглядят
саркастическим выводом:
Ты
право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Но
— как знать? Может быть, это — вино
поэзии? Романтический по своему характеру:
образ Прекрасной Дамы придает трагическое
звучание блоковским произведениям.
Идеальная возлюбленная далека, недоступна,
безжизненна она лишь символ. Со временем
ее образ наполняется жизненным
содержанием: поэт ищет свою героиню в
этом мире. Но встреча не может принести
ему ни радости, ни успокоения, так как
невозможность существования ее на земле
очевидна. Так развивается и находит
свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной
Дамы — Вечной Женственности желанной
подруги — падшего ангела — Незнакомки.