Центральный Дом Знаний - Лирический герой А. Блока

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Лирический герой А. Блока

Лирический герой А. Блока

Лирика Блока – уникальное явление в русской поэтической культуре. Её своеобразие заключается в том, что при всем тематическом и художественном различии стихотворений она сохраняет исключительную целостность. Стихотворения Блока объединены повторяемостью важнейших образов и сюжетов. Чем глубже читатель знакомится с лирикой поэта, тем яснее для него восприятие каждого стихотворения – символы наполняются значением не только в контексте конкретного стихотворения, но и в контексте других, «соседних» стихотворений. Сам поэт назвал объединение своей лирики «трилогией вочеловечения» и воспринимал ее как трехтомный «роман в стихах», а не просто как собрание своих наиболее значимых стихов. 
    Центральная тема лирики Блока – личность самого Александра Блока. Сюжет трилогии Блока не событийный, а лирический – связанный с движениями души, с изменениями личности. «Роман» разделен на три тома, каждый из которых соответствует определенному этапу пути, этапу вочеловечения. В течение каждого из трех этапов герой попадает в различные ситуации и эпизоды, обычно становящиеся темой цикла. 
    Итак, лирический герой показан нам в развитии. Центральный цикл первого тома блоковской трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». В них во многом отразился роман А. Блока с будущей женой Л. Д. Менделеевой, а также увлечение философскими идеями символистов и Владимира Соловьева. Блок до конца жизни считал эти стихи лучшими из всего написанного им. 
    Основной сюжет цикла – это сюжет ожидания. Образ героини многолик, она может встречаться с героем «на закате» или лишь показываться ему «каждый день издалека», быть одета в «сребристо-черный мех», «белое платье», «черное платье»… Перед нами мистический, неземной образ – автор называет героиню «святой», «ясной», «непостижимой», «Величавой Вечной Женой». Драматизм ситуации ожидания – в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. Герой поклоняется возлюбленной, не смея приблизиться к ней. Несмотря на то, что внешний сюжет отсутствует, в душе героя происходят постоянные перемены – надежды сменяются опасениями, страхами, нарастает ощущение несовместимости «земного» и «небесного». 
    «Весь горизонт в огне, и близко появленье. 
    Но страшно мне: изменишь облик Ты. 
    И дерзкое возбудишь подозренье, 
    Сменишь в конце привычные черты…». 
    Второй том, новый этап лирики определяется мотивами погружения в жизненные стихии. Героя обращается к реальной, непридуманной жизни, и теперь в его поле зрения – национальная и общественная жизнь страны. Общая картина жизни резко усложняется – это мир множества людей и событий, которые конфликтуют, борются друг с другом. 
    Образ героини любовной лирики становится более «земным» – теперь это прекрасная, шокирующая и очаровательная женщина, одновременно воплощение «небесного идеала» героя и порождение «страшного мира» реальности: 
    А рядом у соседних столиков 
    Лакеи сонные торчат, 
    И пьяницы с глазами кроликов 
     "In vino veritas!" кричат. 

    И каждый вечер, в час назначенный 
    (Иль это только снится мне?), 
    Девичий стан, шелками схваченный, 
    В туманном движется окне. 
    Ключевой символ второго тома лирики – стихия. Этот символ включает в себя образы природы и народной жизни, «земные» стихии. 
    Комплекс представлений Блока о стихии был неразрывно связан с тем, что он называл «музыкой». Музыка, по мнению Блока, это первооснова всего творческого. Стихи этого цикла действительно музыкальны и мелодичны: 
    «Вьюга пела. 
    И кололи снежные иглы. 
    И душа леденела. 
    Ты меня настигла». 
    Третий том «романа в стихах» открывает цикл «Страшный мир». Мотив цикла – духовное омертвение городской цивилизации, ощущение безысходности человека, попавшего в нее. 
    «Под шум и звон однообразный, 
    Под городскую суету 
    Я ухожу, душою праздный, 
    В метель, во мрак и в пустоту.

    Я обрываю нить сознанья 
    И забываю, что' и как... 
    Кругом - снега, трамваи, зданья, 
    А впереди - огни и мрак» 
    Поэма «Соловьиный сад» создает ситуацию решающего распутья. Перед героем стоит выбор между повседневным трудом на скалистом берегу и завлекающим «садом» счастья и любви. Герой вначале поддается искушениям «соловьиного сада», но потом возвращается на скалистый берег. Так лирический герой расстается со «сладкой песнью» любви и обращается к новой ценности – к теме Родины (цикл «Родина»). 
    В цикле «Родина» важен мотив повтора – лирический герой уже прошел большой духовный путь, но образ Родины напоминает ему о прежних воплощениях его идеала. Для Блока вообще очень важна категория памяти, и неслучайно. Память для поэта – основа единства личности, прошедшей через весь свой путь. Важно, что Блок не перечеркивает пройденного, не отказывается от бывших ценностей – они сохраняются в нем, глубоко преобразованные, но еще живые. 
    Цикл «На поле Куликовом» занимает особое место в третьем томе трилогии. Блок обращает внимание на то, что в русской истории не однажды бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Куликовская битва – символическое событие русской истории, по мнению Блока, ему суждено возвращение. 
    Россия в этих стихотворениях наделена человеческими чертами: 
     «А ты все та же – лес да поле, 
    Да плат узорный до бровей» 
    Более того, вместо традиционного, привычного эпитета «Русь-матушка» поэт употребляет свой, глубоко личный: «О, Русь моя! Жена моя!». Русь – это еще одно воплощение прежнего идеала женственности. 
    Путь Блока в «трилогии вочеловечения» противоречив, многолик. В нем «земное» соединяется с «небесным», глубоко личное – с общественным и даже патриотическим, вечное – с историческим. Герой движется от эгоистических чувств к общественным, и от пассивных действий – к активным (вспомним абсолютную пассивность лирического героя в «Стихах о Прекрасной Даме» и его резкие, активные заявления в третьем томе лирики). Но герой не забывает своих прежних убеждений и идеалов, что сохраняет целостность «трилогии вочеловечения».

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24