Лирика Блока – уникальное
явление в русской поэтической культуре.
Её своеобразие заключается в том, что
при всем тематическом и художественном
различии стихотворений она сохраняет
исключительную целостность. Стихотворения
Блока объединены повторяемостью
важнейших образов и сюжетов. Чем глубже
читатель знакомится с лирикой поэта,
тем яснее для него восприятие каждого
стихотворения – символы наполняются
значением не только в контексте
конкретного стихотворения, но и в
контексте других, «соседних» стихотворений.
Сам поэт назвал объединение своей лирики
«трилогией вочеловечения» и воспринимал
ее как трехтомный «роман в стихах», а
не просто как собрание своих наиболее
значимых стихов. Центральная
тема лирики Блока – личность самого
Александра Блока. Сюжет трилогии Блока
не событийный, а лирический – связанный
с движениями души, с изменениями личности.
«Роман» разделен на три тома, каждый из
которых соответствует определенному
этапу пути, этапу вочеловечения. В
течение каждого из трех этапов герой
попадает в различные ситуации и эпизоды,
обычно становящиеся темой цикла. Итак,
лирический герой показан нам в развитии.
Центральный цикл первого тома блоковской
трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме».
В них во многом отразился роман А. Блока
с будущей женой Л. Д. Менделеевой, а также
увлечение философскими идеями символистов
и Владимира Соловьева. Блок до конца
жизни считал эти стихи лучшими из всего
написанного им. Основной
сюжет цикла – это сюжет ожидания. Образ
героини многолик, она может встречаться
с героем «на закате» или лишь показываться
ему «каждый день издалека», быть одета
в «сребристо-черный мех», «белое платье»,
«черное платье»… Перед нами мистический,
неземной образ – автор называет героиню
«святой», «ясной», «непостижимой»,
«Величавой Вечной Женой». Драматизм
ситуации ожидания – в заведомом
неравенстве лирического героя и
Прекрасной Дамы. Герой поклоняется
возлюбленной, не смея приблизиться к
ней. Несмотря на то, что внешний сюжет
отсутствует, в душе героя происходят
постоянные перемены – надежды сменяются
опасениями, страхами, нарастает ощущение
несовместимости «земного» и
«небесного». «Весь
горизонт в огне, и близко появленье. Но
страшно мне: изменишь облик Ты. И
дерзкое возбудишь подозренье, Сменишь
в конце привычные черты…». Второй
том, новый этап лирики определяется
мотивами погружения в жизненные стихии.
Героя обращается к реальной, непридуманной
жизни, и теперь в его поле зрения –
национальная и общественная жизнь
страны. Общая картина жизни резко
усложняется – это мир множества людей
и событий, которые конфликтуют, борются
друг с другом. Образ
героини любовной лирики становится
более «земным» – теперь это прекрасная,
шокирующая и очаровательная женщина,
одновременно воплощение «небесного
идеала» героя и порождение «страшного
мира» реальности: А
рядом у соседних столиков Лакеи
сонные торчат, И
пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas!" кричат.
И
каждый вечер, в час назначенный (Иль
это только снится мне?), Девичий
стан, шелками схваченный, В
туманном движется окне. Ключевой
символ второго тома лирики – стихия.
Этот символ включает в себя образы
природы и народной жизни, «земные»
стихии. Комплекс
представлений Блока о стихии был
неразрывно связан с тем, что он называл
«музыкой». Музыка, по мнению Блока, это
первооснова всего творческого. Стихи
этого цикла действительно музыкальны
и мелодичны: «Вьюга
пела. И кололи снежные
иглы. И душа
леденела. Ты меня
настигла». Третий том
«романа в стихах» открывает цикл
«Страшный мир». Мотив цикла – духовное
омертвение городской цивилизации,
ощущение безысходности человека,
попавшего в нее. «Под
шум и звон однообразный, Под
городскую суету Я
ухожу, душою праздный, В
метель, во мрак и в пустоту.
Я
обрываю нить сознанья И
забываю, что' и как... Кругом
- снега, трамваи, зданья, А
впереди - огни и мрак» Поэма
«Соловьиный сад» создает ситуацию
решающего распутья. Перед героем стоит
выбор между повседневным трудом на
скалистом берегу и завлекающим «садом»
счастья и любви. Герой вначале поддается
искушениям «соловьиного сада», но потом
возвращается на скалистый берег. Так
лирический герой расстается со «сладкой
песнью» любви и обращается к новой
ценности – к теме Родины (цикл
«Родина»). В цикле
«Родина» важен мотив повтора – лирический
герой уже прошел большой духовный путь,
но образ Родины напоминает ему о прежних
воплощениях его идеала. Для Блока вообще
очень важна категория памяти, и неслучайно.
Память для поэта – основа единства
личности, прошедшей через весь свой
путь. Важно, что Блок не перечеркивает
пройденного, не отказывается от бывших
ценностей – они сохраняются в нем,
глубоко преобразованные, но еще
живые. Цикл «На поле
Куликовом» занимает особое место в
третьем томе трилогии. Блок обращает
внимание на то, что в русской истории
не однажды бывали периоды, когда казалось,
что страна находится накануне гибели
и порабощения. Куликовская битва –
символическое событие русской истории,
по мнению Блока, ему суждено
возвращение. Россия
в этих стихотворениях наделена
человеческими чертами:
«А ты все та же – лес да поле, Да
плат узорный до бровей» Более
того, вместо традиционного, привычного
эпитета «Русь-матушка» поэт употребляет
свой, глубоко личный: «О, Русь моя! Жена
моя!». Русь – это еще одно воплощение
прежнего идеала женственности. Путь
Блока в «трилогии вочеловечения»
противоречив, многолик. В нем «земное»
соединяется с «небесным», глубоко личное
– с общественным и даже патриотическим,
вечное – с историческим. Герой движется
от эгоистических чувств к общественным,
и от пассивных действий – к активным
(вспомним абсолютную пассивность
лирического героя в «Стихах о Прекрасной
Даме» и его резкие, активные заявления
в третьем томе лирики). Но герой не
забывает своих прежних убеждений и
идеалов, что сохраняет целостность
«трилогии вочеловечения».