А.А. Блок – первый лирик
своего времени и его лирическая поэзия
в сознании читателей всегда будет
неразрывно связана, прежде всего, с
темой любви. Поэт обожествлял любовь,
которая открыла ему высокий смысл жизни.
Первый цикл стихотворений, посвященный
этому прекрасному чувству, «Стихи о
Прекрасной Даме», был создан под сильным
влиянием философских идей В.Соловьева.
Несмотря на то, что в основе этого цикла
лежит автобиографический факт – роман
поэта с будущей женой Л.Д. Менделеевой,
- лирический герой влюблен не в реальную
женщину, а в некий идеальный образ. Он
сбегает из реальной жизни, полной
жестокости и несправедливости, в неземной
мир, полный мистики, загадок и тайн. Он
еще не осознает всей прелести воспеваемой
им «Царицы», его чувства к ней еще весьма
туманны, пламя будущих страстей лишь
зарождается в душе юного романтика. И,
хотя образ фантастической Девы постепенно
начинает проясняться, будучи плодом
бесконечной фантазии поэта, на протяжении
всего цикла он остается довольно
расплывчатым, неясным. Следует отметить,
что Любовь Дмитриевна в своих воспоминаниях
упрекала будущего мужа как раз-таки в
том, что он влюблен в собственный
философский идеал, в ее визуальный
образ, в том, что он не заметил, проглядел
ее, живого человека с прекрасной
душой.
Лирический
герой живет, мечтая о встрече со своим
идеалом, но в то же время у него начинают
возникать опасения, что приход Прекрасной
Дамы в реальную жизнь может обернуться
для него душевной катастрофой. Этот
страх перед столкновением с действительностью
ярко выражен в одной из строчек
стихотворения «Предчувствую тебя»: «Но
страшно мне: изменишь облик Ты». Итогом
нашего героя в мире грез и фантазий и
трагическое сомнение в реальности
своего идеала, и, одновременно, светлая
надежда на будущую полноту счастья в
любви.
Изменение темы
любви мы наблюдаем в цикле стихотворений
«Снежная маска», посвященном актрисе
Н.Н. Волоховой. Прекрасная Дама превращается
в некую Снежную Деву. Если в первом цикле
образ героини был абсолютно призрачным
и неясным, то здесь мы видим, как герой
общается с совершенно конкретной
женщиной, черты которой проступают в
строчках довольно отчетливо. Любовь в
этом цикле, увы, уже не обладает той
светлой силой, колей она была наполнена
а «Прекрасной Даме». Новое чувство
скорее похоже на снежную вьюгу, уносящую
героя в темные дали – оно не дает ни
счастья, ни удовлетворения. Нельзя
забывать, что все переживания лирического
героя есть результат жизненных испытаний
самого поэта. Тап снежная вьюга, в которую
попадает наш герой, - бурный роман с
известной актрисой, зашедший довольно
далеко, но закончившийся благополучно
для без него сложных взаимоотношений
Блока с женой. Чувство героя оказывается
стихийным, роковым и неизбежно терпит
гибель.
Следующий
свой цикл, «Кармен», посвященный оперной
певице Л.А. Дельмас, написан целиком под
впечатлением от исполненной этой
женщиной роли Кармен. Любовь лирического
героя приобретает здесь жгучий оттенок
страсти.
В цикле
стихотворений «Страшный мир», главной
темой которого остается тема любовная,
непосредственной зависимости от
изменения миросозерцания поэта продолжают
изменяться и чувства лирического героя.
Любовь и страсть, соседствую с муками
, пытками и смертью, оказываются
подверженными всесущему омрачению.
Поэт с беспощадной правдивостью
рассказывает о том, что сам оказался
жертвой «страшного мира». Полное
разочарование в жизни и в человеческих
чувствах наряду с мотивами губительной
страсти и воспоминаниями об ушедшей
некогда любви мы можем увидеть в мрачных
строках этого цикла. Видимо, поэт
переживает в те годы самый нелегкий
период своей жизни. От юноши, еще а полной
мере н6езнакомого со страшной реальностью,
когда-то воспевавшего поистине самые
высокие чувства, уже ничего не осталось.
Поэт подавлен неверием в возможность
обретения подлинного человеческого
счастья. Создается впечатление, что
строки, обожествляющие фантастический
идеал молодого Блока – Прекрасную Даму
и, составляющие созданную в более позднем
возрасте поэму «Черная Кровь», были
написаны совершенно разными
людьми.
Итак, тема
любви в лирике Блока, непосредственно
завися в ходе своего развития от личных
переживаний поэта, терпела постоянные
метаморфозы, вызванные изменениями
мировоззрения поэта. Возможно, своеобразие
раскрытия любовной темы и заключается
в том, что, изучая любовную лирику Блока,
мы можем проследить, отразившийся в ее
развитии, как в зеркале, весь его духовный
путь, вобравший в себя трагические
противоречия эпохи.