- повторить понятия текст, тема,
основная мысль текста;
- расширить лексический запас
слов.
2) Практические
- учить детей читать и понимать
текст
- учить видеть структуру текста;
- учить составлять план текста.
Формирование
надмпредметных компетенций:
учебно-организационные:
-определять учебную задачу,
-оценивать свою учебную
деятельность
учебно-инормационные:
-работать с текстом
-составлять план текста
учебно-коммуникативные:
- развивать внимание, логическое
мышление, умение сопоставлять и делать
вывод, кратко формулировать свои
мысли.
-умение выслушивать мнение
других
Социальные компетенции
- работать в коллективе,
прогнозировать свою работу, слушать
и слышать учителя, адекватно реагировать
на ошибки, принимать решения.
III.
Воспитательные цели:
воспитывать милосердие, любовь
к Родине, уважение к людям.
Тип урока
Урок развития речи
Оборудование
Рабочие листы к уроку
Мультимедийный комплекс
Презентация к уроку
Доска
19 апреля
Учимся читать и понимать текст
План урока
Оргмомент
Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Наталья Александровна, я
учитель русского языка и литературы.
Сегодня мне выпала большая честь
провести урок в вашей гимназии в вашем
замечательном 6А классе, где учатся,
как мне сказали, замечательные ученики.
Актуализация знаний
Сегодня, ребята, я
предлагаю вам забыть, что вы ученики
и представить, что мы с вами группа
серьезных, маститых, всемирно известных
ученых, работающих над важнейшими
проблемами лингвистики. Представили?
-Ребята, а какое качество
является самым важным качеством для
ученого? (умение мыслить, анализировать,
думать)
-Вы обладаете такими качествами?
(Да)
-Тогда мы начинаем наш урок, на
котором мы будем работать с очень
важным не только для ученых материалом?
Каким ? Угадайте?
Загадка
Это слово заимствовано из
немецкого языка, но произошло оно от
латинского слова, означает ткань,
единство. Обозначает оно словесное
единство. О каком языковом понятии
идет речь? (о тексте)
-Да, ребята, на уроке мы будем
говорить о тексте. А на каких уроках
помимо уроков русского языка вам
приходится работать с текстом? (на
любых)
-А всегда ли вы понимаете тест,
с которым работает на уроках истории,
географии? (не всегда)
-Сегодня я открою вам секреты
правильного чтения и понимания текста.
Откройте тетради, запишите тему урока
«Учимся понимать текст»
(запись темы урока)
-Итак, господа ученые, тему мы
определи, а теперь мне хотелось бы вас
попросить определить цель нашего
урока. Чему мы сегодня будем учиться?
(будем учиться понимать текст)
-Ребята, а как вы считаете, так
уж необходимо нам научиться понимать
текст?
- А где вам могут пригодится
полученные на уроках умения? (на других
уроках, на экзамене
и просто в жизни)
Работа с текстом
Подготовка к восприятию
текста
-Ребята, я приехала к
вам из города Кашин. Вы слышали про
такой город? А знаете ли вы, что мой
город и город, в котором живете вы,
связаны памятью о двух великих князьях:
князе Михаиле Тверском и его супруге
княгине Анне Кашинской?
-Я знаю, что в Твери
чтят память о великом князе Михаиле
Тверском, так и мы, жители Кашина, чтим
память о княгине Анне Кашинской и
считаем ее покровительницей нашего
города. Поэтому мы сегодня будем
работать с текстом, в котором речь
пойдет об Анне Кашинской, покровительнице
города Кашина и супруге тверского
князя Михаила Тверского.
-Ребята, давайте вспомним: что
такое текст? (несколько предложений,
связных по смыслу и грамматически)
-Понимание текста - задача
непростая. Часто прочитав текст,
человек не может понять, о чем этот
текст? Какую информацию он несет? Я
вам сегодня отрою секрет понимания
текста. Для этого обратимся к рабочим
листам урока.
План работы читателя
с текстом
Перед вами план работы
читателя с текстом. Давайте внимательно
изучим его.
До чтения текста
По ходу чтения текста
После чтения текста
1.Автор
2.Название
3. Эпиграф
4.Прогноз (предугадывание
того, о чем или о ком будет текст)
1. Скрытые вопросы
(выделение в тексте непонятных слов)
2.Выделение ключевых слов
3.Диалог с автором (какую
информацию он хочет
донести автор до
читателя)
4.Основная мысль
1. Понимание информации
-тема;
-основная мысль
2. Создание вторичных текстов
(пересказ, составление плана)
Перед вами текст.
Любой текст несет в себе какую-либо
информацию. Если вы научитесь
«вычитывать» эту информацию, вы
правильно поймете текст. Понимание
текста начинается еще до его чтения.
-Что должен сделать читатель
перед тем, как начать его читать?(работа
с таблицей, графа «До чтения»)
-Кто автор?
-О чем говорит название? (что
текст о княгине Анне Кашинской)
-Прочитайте эпиграф. Почему
именно эти слова взяты в качестве
эпиграфа?
-Какой можно сделать вывод: о
чем будет тест, который нам предстоит
прочитать? ( о Анне Кашинской)
-Что необходимо делать читателю
при чтении текста? (графа «При чтении
текста:
-Подчернуть все
непонятные слова
-Выделить ключевые слова
(ключевые слова-главные слова, несущие
в себе смысл)
-при чтении вести разговор с
автором, отвечая на вопрос: что он
хочет сказать нам, читателям?
Итак, господа ученые, сформулировали
основные теоретические постулаты и
теперь приступаем к серьезному
практическому эксперименту- чтении
и пониманию текста.
Чтение текста
Чтение текста
сопровождается показом рисунков и
прослушиванием музыкальных фрагментов,
созвучных настроению рисунков.
Осмысление (понимание)
текста
Фронтальная беседа
-Мы прочитали текст.
Какое впечатление он произвел на вас?
Какие чувства вы испытывали вовремя
его чтения? (радость, тревогу, страх,
скорбь)
-Как вы считаете, почему чтение
текста сопровождалось рисунками и
музыкой? ( они помогали понять лучше
понять текст, почувствовать его)
-То, что мы читали - это текст?
Почему? (это несколько предложений,
связных по смыслу и грамматически)
- О чем этот текст? Какова его
тема? Какую информацию несет в себе
текст? ( в тексте рассказывается о
княгине Анне Кашинской, ее жизни)
-Какую информацию несут рисунки?
(При помощи рисунка создается образ.
Только этот образ создается не словами,
как в тесте, а красками)
-Что такое рисунок? (Изображение,
сделанное карандашом, пером, углем,
красками)
-Музыка, вы сказали,
помогала прочувствовать текст, значит
музыка, как и текст тоже содержит в
себе информацию? (музыка создает
музыкальный, звуковой образ, который
тоже наполнен смыслом).
-Как вы считает, что общего
между текстом, рисунком и музыкой? (
Они содержат информацию, создают
образ, только при помощи текста, слов
создается словесный образ, при мощи
рисунка – образ, созданный при помощи
красок, при помощи музыки - звуковой,
музыкальный образ)
-На каких уроках вы имеете дело
с рисунками, отрывками музыкальных
произведений? (на уроках изо, истории,
обществознания, музыки)
Вывод: значит, читая текст,
рассматривая рисунки, прослушивая
музыкальное произведение, важно
уловить их содержание и извлечь
информацию)
-Какие слова вам не понятны?
Ребята, а что делают ученые и все
образованные люди, если чего-то не
знают? (они пытаются найти информацию
в справочниках, словарях)
-Давайте воспользуемся словариком
урока и выясним значение непонятных
слов)
-Из скольких частей состоит
текст?(из 4)
-Давайте выделим ключевые слова
в каждой части.
1 часть- «родилась девочка,
нелегкие времена, беды и страдания
народа, сострадание княжны Анны»
- Что хочет сказать автор
читателям о княжне? (Юная княжна была
доброй и милосердной, несмотря на то,
что она была княжеского рода, она
любила простых людей и как могла
помогала им)
2 часть -«красота, мудрость,
милосердие Анны», «мужество, благородство,
доброе сердце князя Михаила»
3часть- Анна «учила детей
истинной христианской жизни», а князь
Михаил – «мужеству, стойкости, верности
Отечеству».
4 часть - «князь был оклеветан
и принял мученическую смерть в Орде»
5 часть - «испытания княгини,
испив до дна горькую чашу горестей не
озлобилась, а стала утешительницей
народа»
6 часть -«монахиня…прожила в
Кашине 20 лет»
7 часть- «Анна Кашинская явила
собой образец мудрости, терпения
скорбей, деятельной любви к Родине и
людям»
- Какова же основная мысль
текста? В каком предложении она выделена
отчетливо? («Анна Кашинская явила
собой образец мудрости, терпения
скорбей, деятельной любви к Родине и
людям»)
-Для чего автор рассказал нам
о княгине Анне Кашинской?
-Как вы думаете, почему в наше
время чтят память о Михаиле Тверском
и Анне Кашинской? (князь- образец любви
к Родине, народу, мужества, стойкости,
истинного отцовства; княгиня- образец
мудрости, терпения, любви к людям)
Составление план
текста
Понятие рисунок схема
-Вот мы и прочитали
текст, поняли его. Итак, господа ученые,
нам предстоит выполнить еще одно
задание - составить его план. А для
чего нам нужен план? (план помогает
представить структуру текста, поделить
его на микротемы, опираясь на план, мы
можем легко пересказать текст)
-А приходилось ли вам составлять
план?
-Сейчас я попрошу вас поделиться
на пары (7) и выполнить задания, работая
в группе
1 группа – озаглавливает 1 часть
и готовит ее пересказ
(каждая группа работает со
своей частью)- 5 мин
Составление плана (слайды)
Княгиня Анна Кашинская
1.Жизнь княжны в Ростове
2.Венчание с Михаилом Тверским
3.Воспитание детей
4.Смерть Михаила Тверского
5.Испытания
6.Монашество
7.Княгиня Анна Кашинская -
образец мудрости, терпения скорбей,
деятельной любви к Родине и людям.
-Перед нами план текста. Как вы
считаете, можно ли его назвать схемой
текста? (Можно, потому что одно из
значений слова «схема»- совокупность
взаимосвязанных частей)
- А на каких уроках вам приходится
работать со схемами? (уроки истории,
географии, биологии)
-К каждой из частей мы подобрали
рисунок. Можем ли мы сказать, что
рисунок - это тоже схема) (нет)
-В чем разница? Что позволяет
сделать рисунок (рисунок – увидеть
образ, а схема – увидеть структуру)
- Что помогает выразить свое
отношение к прочитанному, а что -
структурировать содержание рисунок
или схема?
Итог урока
-Ну что ж дорогие,
ученые, наш урок подходит к концу.
Узнали вы сегодня на уроке что-то
новое, ранее неизвестно?
-Будете ли вы применять полученные
на сегодняшнем уроке знания на уроках
русского языка, на других уроках?
Я благодарю вас за урок, ребята.
Мне было интересно с вами работать. А
на память о нашей встрече мне хотелось
бы прочитать стихи ою Анне Кашинской
и подарить вам изображение святой
благоверной княгини Анны Кашинской.
Пусть эта святая помогает вам и хранит
вас.
К ней в храм приходят
низко поклониться,
Почтить святую сердцем и умом.
И светом ее духа озариться
И помолиться за детей потом.
Со всей страны приходят к Анне
люди,
Живущие в грехе, какие есть,
И знают, что она их не осудит
И каждому пришлет благую весть.
И отступает постепенно скверна,
И душу наполняет благодать.
Минуты эти нам даны, наверно,
Чтоб тайну чистых помыслов
познать.
О.Абразумова
Приложение
Княгиня Анна Кашинская
К ней в храм приходят
низко поклониться,
Почтить святую сердцем и умом.
И светом ее духа озариться
И помолиться за детей потом.
В 1279 году в семье ростовского
князя Дмитрия Борисовича родилась
девочка, которую назвали Анной. Это были
нелегкие для Руси времена. Долгие века
изнывала Русь под тяжестью монголо-татарского
ига. Жизнь в Ростове, где жила юная Анна,
полнилась тревогами и страхами. Много
бед обрушилось на жителей княжества.
Страдания народа вызывали глубокое
сострадание в юной княжне. По ее просьбе
при дворе кормили голодающих, помогали
сиротам и вдовам. Ростовская княжна
сама ухаживала за больными, ранеными,
искалеченными. От всего ее облика, улыбки
исходил лучезарный свет.
Слава о красоте ростовской
княжны, ее мудрости и милосердии дошла
до княгини Ксении, матери тверского
князя Михаила Ярославича, которая
пожелала, чтобы Княжна Анна стала женой
ее сына – тверского князя Михаила. Анна
была наслышана о мужестве, благородстве
и добром сердце князя Михаила и согласилась
выйти за него замуж. В 1294 году в
Спасо-Преображенском соборе молодые
повенчались. И была в Твери радость
великая. Народ приветствовал новобрачных,
желая им любви.
Вскоре у супругов
родились дети - дочь Феодора, сыновья
Дмитрий, Александр, Константин и Василий.
Княгиня Анна сама занималась воспитанием
и образование детей. Она учила детей
истинной христианской жизни, а князь
Михаил - всему тому, что подобает знать
и уметь настоящим воинам: мужеству,
стойкости, верности Отечеству.
Но недолгой была счастливая
супружеская жизнь княгини Анны. После
смерти великого князя Владимира великое
княжение досталось князю Михаилу
Тверскому. Но великим князем хотел стать
гордый и завистливый московский князь
Юрий. Тяжба затянулась на многие годы,
а война, начавшаяся не по вине князя
Михаила, привела к тому, что тверской
князь был оклеветан и принял мученическую
смерть в Орде.
Анна тяжело переживала смерть
мужа. Однако испытания для княгини
следовали одно за другим и, казалось,
что их нельзя пережить, не предавшись
отчаянию. Одного за другим хоронила
княгиня Анна дорогих и близких сердцу
людей: сыновей Дмитрия, Александра и
внука Федора, казненных в Орде, сына
Константина, умершего в 1339 году. Но,
испив до дна горькую чашу горестей и
печалей, она не озлобилась, а стала
утешительницей народа в его бедах. Она
помогала нищим, сиротам, заступалась
за беззащитных и обиженных и смирено
переносила свое горе.
После страдальческой
кончины близких княгиня стала монахиней.
В 1364 году единственный оставшийся в
живых сын княгини Василий перевез мать
в свой княжеский удел – небольшой город
Кашин, где она прожила 20 лет. Умерла
княгиня в 1368 и была погребена в Успенском
храме.
Княгиня Анна Кашинская
явила собой образец мудрости, терпения
скорбей, деятельной любви к Родине и
людям. За великий подвиг терпеливого
несения страданий и утрат в жизни княгиня
Анна Кашинская была причислена к лику
Святых. Пересказала для детей Светлана
Демченко