![](/Illustracii_5/Ikonka_Skachat.jpg)
Урок русского языка.6 класс
Цели урока |
Формирование языковой компетенции: 1) Познавательные - обучить работе с текстом; - повторить понятия текст, тема, основная мысль текста; - расширить лексический запас слов. 2) Практические - учить детей читать и понимать текст - учить видеть структуру текста; - учить составлять план текста.
Формирование надмпредметных компетенций: учебно-организационные: -определять учебную задачу, -оценивать свою учебную деятельность
учебно-инормационные: -работать с текстом -составлять план текста
учебно-коммуникативные: - развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли. -умение выслушивать мнение других
Социальные компетенции - работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
III. Воспитательные цели: воспитывать милосердие, любовь к Родине, уважение к людям. |
|||||||||
Тип урока |
Урок развития речи |
|||||||||
Оборудование |
Рабочие листы к уроку Мультимедийный комплекс Презентация к уроку |
|||||||||
Доска |
19 апреля Учимся читать и понимать текст |
|||||||||
|
План урока |
|||||||||
Оргмомент |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Александровна, я учитель русского языка и литературы. Сегодня мне выпала большая честь провести урок в вашей гимназии в вашем замечательном 6А классе, где учатся, как мне сказали, замечательные ученики. |
|||||||||
Актуализация знаний |
Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили? -Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать) -Вы обладаете такими качествами? (Да) -Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким ? Угадайте? Загадка Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте) -Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых) -А всегда ли вы понимаете тест, с которым работает на уроках истории, географии? (не всегда) -Сегодня я открою вам секреты правильного чтения и понимания текста. Откройте тетради, запишите тему урока «Учимся понимать текст» (запись темы урока) -Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться? (будем учиться понимать текст) -Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст? - А где вам могут пригодится полученные на уроках умения? (на других уроках, на экзамене и просто в жизни) |
|||||||||
|
Работа с текстом |
|||||||||
Подготовка к восприятию текста |
-Ребята, я приехала к вам из города Кашин. Вы слышали про такой город? А знаете ли вы, что мой город и город, в котором живете вы, связаны памятью о двух великих князьях: князе Михаиле Тверском и его супруге княгине Анне Кашинской? -Я знаю, что в Твери чтят память о великом князе Михаиле Тверском, так и мы, жители Кашина, чтим память о княгине Анне Кашинской и считаем ее покровительницей нашего города. Поэтому мы сегодня будем работать с текстом, в котором речь пойдет об Анне Кашинской, покровительнице города Кашина и супруге тверского князя Михаила Тверского. -Ребята, давайте вспомним: что такое текст? (несколько предложений, связных по смыслу и грамматически) -Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Я вам сегодня отрою секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока. |
|||||||||
План работы читателя с текстом
|
Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.
Перед вами текст. Любой текст несет в себе какую-либо информацию. Если вы научитесь «вычитывать» эту информацию, вы правильно поймете текст. Понимание текста начинается еще до его чтения. -Что должен сделать читатель перед тем, как начать его читать?(работа с таблицей, графа «До чтения») -Кто автор? -О чем говорит название? (что текст о княгине Анне Кашинской) -Прочитайте эпиграф. Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа? -Какой можно сделать вывод: о чем будет тест, который нам предстоит прочитать? ( о Анне Кашинской) -Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста: -Подчернуть все непонятные слова -Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл) -при чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям? Итак, господа ученые, сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтении и пониманию текста. |
|||||||||
|
||||||||||
Чтение текста |
Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков. |
|||||||||
Осмысление (понимание) текста Фронтальная беседа |
-Мы прочитали текст. Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения? (радость, тревогу, страх, скорбь) -Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось рисунками и музыкой? ( они помогали понять лучше понять текст, почувствовать его) -То, что мы читали - это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически) - О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст? ( в тексте рассказывается о княгине Анне Кашинской, ее жизни) -Какую информацию несут рисунки? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками) -Что такое рисунок? (Изображение, сделанное карандашом, пером, углем, красками) -Музыка, вы сказали, помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом). -Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ) -На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки) Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию) -Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях) -Давайте воспользуемся словариком урока и выясним значение непонятных слов) -Из скольких частей состоит текст?(из 4) -Давайте выделим ключевые слова в каждой части. 1 часть- «родилась девочка, нелегкие времена, беды и страдания народа, сострадание княжны Анны» - Что хочет сказать автор читателям о княжне? (Юная княжна была доброй и милосердной, несмотря на то, что она была княжеского рода, она любила простых людей и как могла помогала им) 2 часть -«красота, мудрость, милосердие Анны», «мужество, благородство, доброе сердце князя Михаила» 3часть- Анна «учила детей истинной христианской жизни», а князь Михаил – «мужеству, стойкости, верности Отечеству». 4 часть - «князь был оклеветан и принял мученическую смерть в Орде» 5 часть - «испытания княгини, испив до дна горькую чашу горестей не озлобилась, а стала утешительницей народа» 6 часть -«монахиня…прожила в Кашине 20 лет» 7 часть- «Анна Кашинская явила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям» - Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо? («Анна Кашинская явила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям») -Для чего автор рассказал нам о княгине Анне Кашинской? -Как вы думаете, почему в наше время чтят память о Михаиле Тверском и Анне Кашинской? (князь- образец любви к Родине, народу, мужества, стойкости, истинного отцовства; княгиня- образец мудрости, терпения, любви к людям) |
|||||||||
Составление план текста Понятие рисунок схема
|
-Вот мы и прочитали текст, поняли его. Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание - составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст) -А приходилось ли вам составлять план? -Сейчас я попрошу вас поделиться на пары (7) и выполнить задания, работая в группе 1 группа – озаглавливает 1 часть и готовит ее пересказ (каждая группа работает со своей частью)- 5 мин Составление плана (слайды) Княгиня Анна Кашинская 1.Жизнь княжны в Ростове 2.Венчание с Михаилом Тверским 3.Воспитание детей 4.Смерть Михаила Тверского 5.Испытания 6.Монашество 7.Княгиня Анна Кашинская - образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям. -Перед нами план текста. Как вы считаете, можно ли его назвать схемой текста? (Можно, потому что одно из значений слова «схема»- совокупность взаимосвязанных частей) - А на каких уроках вам приходится работать со схемами? (уроки истории, географии, биологии) -К каждой из частей мы подобрали рисунок. Можем ли мы сказать, что рисунок - это тоже схема) (нет) -В чем разница? Что позволяет сделать рисунок (рисунок – увидеть образ, а схема – увидеть структуру) - Что помогает выразить свое отношение к прочитанному, а что - структурировать содержание рисунок или схема? |
|||||||||
Итог урока
|
-Ну что ж дорогие, ученые, наш урок подходит к концу. Узнали вы сегодня на уроке что-то новое, ранее неизвестно? -Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на уроках русского языка, на других уроках? Я благодарю вас за урок, ребята. Мне было интересно с вами работать. А на память о нашей встрече мне хотелось бы прочитать стихи ою Анне Кашинской и подарить вам изображение святой благоверной княгини Анны Кашинской. Пусть эта святая помогает вам и хранит вас. |
|||||||||
|
К ней в храм приходят низко поклониться, Почтить святую сердцем и умом. И светом ее духа озариться И помолиться за детей потом. Со всей страны приходят к Анне люди, Живущие в грехе, какие есть, И знают, что она их не осудит И каждому пришлет благую весть. И отступает постепенно скверна, И душу наполняет благодать. Минуты эти нам даны, наверно, Чтоб тайну чистых помыслов познать. О.Абразумова |
Приложение
Княгиня Анна Кашинская
К ней в храм приходят низко поклониться,
Почтить святую сердцем и умом.
И светом ее духа озариться
И помолиться за детей потом.
В 1279 году в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича родилась девочка, которую назвали Анной. Это были нелегкие для Руси времена. Долгие века изнывала Русь под тяжестью монголо-татарского ига. Жизнь в Ростове, где жила юная Анна, полнилась тревогами и страхами. Много бед обрушилось на жителей княжества. Страдания народа вызывали глубокое сострадание в юной княжне. По ее просьбе при дворе кормили голодающих, помогали сиротам и вдовам. Ростовская княжна сама ухаживала за больными, ранеными, искалеченными. От всего ее облика, улыбки исходил лучезарный свет.
Слава о красоте ростовской княжны, ее мудрости и милосердии дошла до княгини Ксении, матери тверского князя Михаила Ярославича, которая пожелала, чтобы Княжна Анна стала женой ее сына – тверского князя Михаила. Анна была наслышана о мужестве, благородстве и добром сердце князя Михаила и согласилась выйти за него замуж. В 1294 году в Спасо-Преображенском соборе молодые повенчались. И была в Твери радость великая. Народ приветствовал новобрачных, желая им любви.
Вскоре у супругов родились дети - дочь Феодора, сыновья Дмитрий, Александр, Константин и Василий. Княгиня Анна сама занималась воспитанием и образование детей. Она учила детей истинной христианской жизни, а князь Михаил - всему тому, что подобает знать и уметь настоящим воинам: мужеству, стойкости, верности Отечеству.
Но недолгой была счастливая супружеская жизнь княгини Анны. После смерти великого князя Владимира великое княжение досталось князю Михаилу Тверскому. Но великим князем хотел стать гордый и завистливый московский князь Юрий. Тяжба затянулась на многие годы, а война, начавшаяся не по вине князя Михаила, привела к тому, что тверской князь был оклеветан и принял мученическую смерть в Орде.
Анна тяжело переживала смерть мужа. Однако испытания для княгини следовали одно за другим и, казалось, что их нельзя пережить, не предавшись отчаянию. Одного за другим хоронила княгиня Анна дорогих и близких сердцу людей: сыновей Дмитрия, Александра и внука Федора, казненных в Орде, сына Константина, умершего в 1339 году. Но, испив до дна горькую чашу горестей и печалей, она не озлобилась, а стала утешительницей народа в его бедах. Она помогала нищим, сиротам, заступалась за беззащитных и обиженных и смирено переносила свое горе.
После страдальческой кончины близких княгиня стала монахиней. В 1364 году единственный оставшийся в живых сын княгини Василий перевез мать в свой княжеский удел – небольшой город Кашин, где она прожила 20 лет. Умерла княгиня в 1368 и была погребена в Успенском храме.
Княгиня Анна Кашинская явила собой образец мудрости, терпения скорбей, деятельной любви к Родине и людям. За великий подвиг терпеливого несения страданий и утрат в жизни княгиня Анна Кашинская была причислена к лику Святых. Пересказала для детей Светлана Демченко