Год: 2000
Издательство:
МПСИ, НПО «МОДЭК»
ISBN: 5-89502-089-5,
5-89395-174-3
Серия: Библиотека
педагога-практика
Язык: Русский
Формат:
RTF
Качество: Распознанный текст без
ошибок (OCR)
Количество страниц:
179
В книге излагаются
результаты многолетнего исследования,
посвященного изучению тревоги как
состояния и тревожности как устойчивого
функционального образования на разных
этапах детства: от старшего дошкольного
до раннего юношеского возраста.
Рассматриваются источники, причины,
возрастные и индивидуальные формы
проявления, приемы и способы компенсации
и преодоления тревоги и тревожности.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие |
3 |
|
Глава 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ |
8 |
|
1.1. Тревожность, тревога и страх |
8 |
|
1.2. Тревожность и страх: историко-философский контекст |
15 |
|
1.3. Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии |
26 |
|
1.4. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии |
38 |
|
1.4.1. Страх в классических теориях эмоций |
38 |
|
1.4.2. Тревожность и страх в теории научения |
42 |
|
1.4.3. Тревожность и страх в классическом психоанализе |
50 |
|
1.5. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления |
65 |
|
1.5.1. Тревожность и стресс |
66 |
|
1.5.2. Тревожность как функция межличностных отношений |
70 |
|
1.5.3. Тревожность и внутренний конфликт |
80 |
|
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА |
87 |
|
2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1—11-й классы). Половозрастные различия |
87 |
|
2.2. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста |
93 |
|
2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги |
104 |
|
2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности |
118 |
|
Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
128 |
|
3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков в 1970—1990 гг. Половозрастные различия |
128 |
|
303
3.2. Стабильность состояния тревожности как личностного образования |
136 |
|
3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность |
147 |
|
3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности |
153 |
|
Глава 4. О ПРИЧИНАХ ТРЕВОЖНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ |
165 |
|
4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков |
165 |
|
4.2. Внешние источники тревожности |
179 |
|
4.2.1. Особенности семейного воспитания |
179 |
|
4.2.2. Школьная успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками |
190 |
|
4.2.3. Посттравматический стресс и экология. Природные предпосылки тревожности |
201 |
|
4.3. Внутриличностные источники тревожности |
210 |
|
ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (вместо заключения) |
223 |
|
Приложение 1. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS) |
233 |
|
Приложение 2. ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10—16 ЛЕТ |
242 |
|
Приложение 3. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ |
252 |
|
Приложение 4. Методика «МЕЧТЫ, НАДЕЖДЫ, СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ» |
260 |
|
Приложение 5. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (младший школьный возраст) |
264 |
|
Литература |
290 |
|