Центральный Дом Знаний - Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"


      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика

Прихожан А.М. 

Год: 2000
Издательство: МПСИ, НПО «МОДЭК»
ISBN: 5-89502-089-5, 5-89395-174-3
Серия: Библиотека педагога-практика
Язык: Русский
Формат: RTF
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 179
В книге излагаются результаты многолетнего исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

3

 

Глава 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ

8

 

1.1. Тревожность, тревога и страх

8

 

1.2. Тревожность и страх: историко-философский контекст

15

 

1.3. Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии

26

 

1.4. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии

38

 

1.4.1. Страх в классических теориях эмоций

38

 

1.4.2. Тревожность и страх в теории научения

42

 

1.4.3. Тревожность и страх в классическом психоанализе

50

 

1.5. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления

65

 

1.5.1. Тревожность и стресс

66

 

1.5.2. Тревожность как функция межличностных отношений

70

 

1.5.3. Тревожность и внутренний конфликт

80

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

87

 

2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1—11-й классы). Половозрастные различия

87

 

2.2. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста

93

 

2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги

104

 

2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности

118

 

Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

128

 

3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков в 1970—1990 гг. Половозрастные различия

128

 

303

3.2. Стабильность состояния тревожности как личностного образования

136

 

3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность

147

 

3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности

153

 

Глава 4. О ПРИЧИНАХ ТРЕВОЖНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

165

 

4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков

165

 

4.2. Внешние источники тревожности

179

 

4.2.1. Особенности семейного воспитания

179

 

4.2.2. Школьная успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками

190

 

4.2.3. Посттравматический стресс и экология. Природные предпосылки тревожности

201

 

4.3. Внутриличностные источники тревожности

210

 

ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (вместо заключения)

223

 

Приложение 1. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS)

233

 

Приложение 2. ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10—16 ЛЕТ

242

 

Приложение 3. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

252

 

Приложение 4. Методика «МЕЧТЫ, НАДЕЖДЫ, СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ»

260

 

Приложение 5. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (младший школьный возраст)

264

 

Литература

290