|
Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: теория и методыКорнилова Т. В. Год выпуска: 2002 Содержание Введение..................................................................................................................................................................................................................... 3 Глава 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ И НОРМАТИВЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ...................................... 7 1.1. Нормативы научного мышления................................................................................................................................................................... 7 1.1.1. Нормативы в научной деятельности и структуре экспериментального метода.................................................................................. 7 1.1.2. Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования............................................................................................. 9 1.2. Проблема соотнесения эмпирических зависимостей и теоретических интерпретаций.............................................................................. 9 1.2.1. Теории разной степени общности............................................................................................................................................................ 9 1.2.2. Эмпирические зависимости и экспериментальные эффекты.............................................................................................................. 11 1.2.3. Психологическая реальность и эмпирические закономерности......................................................................................................... 13 1.2.4. Эксперимент и реконструкции психологической реальности............................................................................................................. 13 1.3. Экспериментирование как специальный метод эмпирического исследования в психологии................................................................. 14 1.3.1. Понимание экспериментального метода в широком и узком смысле............................................................................................... 14 1.3.2. Наблюдение и измерение переменных как условие реализации экспериментального метода......................................................... 15 1.3.3. Психологический эксперимент и естественнонаучный эксперимент................................................................................................. 16 Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 16 Глава 2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 17 2.1. Историко-психологический экскурс............................................................................................................................................................ 17 2.1.1. Преемственность и различие первых источников экспериментальных исследований в психологии.............................................. 17 2.1.2. Становление нормативов экспериментального исследования............................................................................................................ 20 2.2. Понятия метода и методики......................................................................................................................................................................... 22 2.3. Типы эмпирических данных......................................................................................................................................................................... 23 2.3.1. Фиксация данных как «первичных показателей» в рамках психологических методов................................................................... 23 2.3.2. Тип данных с точки зрения исследовательской цели.......................................................................................................................... 24 2.3.3. Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам.............................................................. 24 2.3.4. Тип эмпирических данных с точки зрения возможностей их актуального получения..................................................................... 25 2.4. Критерии объективности в психологическом исследовании..................................................................................................................... 27 2.4.1. Тип данных и критерий воспроизводимости........................................................................................................................................ 27 2.4.2. Репрезентативность данных и объективность метода......................................................................................................................... 28 2.5. Классификации психологических методов и типов эмпирических данных.............................................................................................. 29 2.5.1. Исторически сложившаяся систематика.............................................................................................................................................. 29 2.5.2. Современная систематика..................................................................................................................................................................... 30 Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 31 Глава 3 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ.......................................................................................................................................................................... 31 3.1. Психологическое наблюдение как метод и методика................................................................................................................................ 31 3.1.1. Метод психологического наблюдения и постулат непосредственности............................................................................................ 31 3.1.2. Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом исследовании........................................................ 33 3.1.3. Опосредованность наблюдения познавательными целями................................................................................................................ 34 3.1.4. Активность наблюдения и понимание предмета изучения................................................................................................................. 34 3.2. Квалификация событий: единицы и категории наблюдения...................................................................................................................... 35 3.2.1. Способы качественного описания событий.......................................................................................................................................... 36 3.2.2. Количественные оценки в данных наблюдения................................................................................................................................... 38 3.3. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения............................................................................................................. 39 3.3.1. Объективность данных наблюдения..................................................................................................................................................... 39 3.3.2. Субъективность данных наблюдения................................................................................................................................................... 40 3.4. Опосредствованность и виды наблюдения................................................................................................................................................. 41 3.4.1. Опосредствованность теорией.............................................................................................................................................................. 41 3.4.2. Классификации видов психологического наблюдения....................................................................................................................... 42 3.5. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований........................................................................................ 44 3.5.1. Методики наблюдения в схемах других методов............................................................................................................................... 44 3.5.2. Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения........................................................................... 45 Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 46 Глава 4 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ............................................................... 46 4.1. Основные нормативы экспериментальной деятельности.......................................................................................................................... 47 4.1.1. Активность экспериментатора в психологическом эксперименте..................................................................................................... 47 4.1.2. Выполнение условий для реализации причинного вывода................................................................................................................. 47 4.1.3. Психологическое понимание причинности.......................................................................................................................................... 49 4.1.4. Конкурирующие объяснения устанавливаемой зависимости............................................................................................................. 50 4.1.5. Конкурирующие гипотезы о направленности связи между переменными........................................................................................ 50 4.2. Виды переменных в психологическом эксперименте................................................................................................................................ 52 4.2.1. Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий.......................................................................... 52 4.2.2. Две основные схемы задания уровней НП.......................................................................................................................................... 54 4.2.3. Переменные «ситуационные» и «личностные».................................................................................................................................... 56 4.2.4. Фиксируемый показатель и базисный процесс.................................................................................................................................... 58 4.3. Эксперименты в искусственных и лабораторных условиях...................................................................................................................... 60 4.3.1. Экспериментальные модели и последующие обобщения................................................................................................................... 60 4.3.2. Дополнительные переменные................................................................................................................................................................ 61 4.3.3. Комплексные НП................................................................................................................................................................................... 62 Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 63 Глава 5 ГИПОТЕЗЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ................................................................... 64 5.1. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте........................................................................................................... 64 5.2. Формы экспериментального контроля....................................................................................................................................................... 66 5.2.1. Контроль посредством экспериментальных схем............................................................................................................................... 66 5.2.2. Контроль типа переменных................................................................................................................................................................... 67 5.2.3. «Эффект экспериментатора» и первичный контроль.......................................................................................................................... 68 5.3. Примеры экспериментальных схем для реализации каузальных выводов.............................................................................................. 69 5.3.1. Эксперимент в практических целях...................................................................................................................................................... 69 5.3.2. Эксперимент в научных целях.............................................................................................................................................................. 70 5.4. Проблема идентичности экспериментальных условий.............................................................................................................................. 72 Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 74 Глава 6 УСТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЭФФЕКТА............................................................................................................. 74 6.1. Примеры решений об экспериментальном эффекте при интраиндивидуальных и межгрупповых планах........................................... 74 6.1.1. Формальное планирование как условие установления экспериментального эффекта..................................................................... 74 6.1.2. Установление экспериментального эффекта при интраиндивидуальных планах............................................................................. 75 6.1.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме...................................................................................................................... 76 6.2. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов................................................................................ 77 6.2.1. Измерение переменных и психологические шкалы............................................................................................................................. 77 6.2.2. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных...................................................... 78 6.2.3. Количественное представление экспериментальной зависимости..................................................................................................... 81 6.3. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции)................................... 82 Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 83 Глава 7 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД................................................................................................... 84 7.1. Соотношение разноуровневых гипотез в психологическом эксперименте и проблема «прорыва» в обобщении................................ 84 7.1.1. Уровни теоретических и экспериментальных гипотез........................................................................................................................ 84 7.1.2. Невозможность индуктивного построения научных понятий............................................................................................................ 84 7.2. Асимметрия вывода на основе экспериментальных данных..................................................................................................................... 85 7.3. Индуктивный вывод и принципы планирования эксперимента................................................................................................................ 86 7.4. Предпосылки планирования экспериментов............................................................................................................................................... 87 7.4.1. Организация исследования и формы планирования........................................................................................................................... 87 7.4.2. Условия, необходимые для планирования эксперимента................................................................................................................... 88 Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 89 Глава 8 ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА........................................................................................................... 90 8.1. Планирование как средство повышения валидности эксперимента.......................................................................................................... 90 8.1.1. Валидность и использование мысленных образцов эксперимента.................................................................................................... 90 8.1.2. Виды валидности при оценке психологического эксперимента......................................................................................................... 91 8.1.3. Конструктная валидность и концептуальные репликации.................................................................................................................. 93 8.1.4. Специфика оценки валидности лабораторного эксперимента............................................................................................................ 93 8.1.5. Валидность эксперимента и валидность выводов............................................................................................................................... 94 8.2. Компоненты содержательного и формального планирования.................................................................................................................. 95 8.2.1. Подходы к определению термина «планирование эксперимента»..................................................................................................... 95 8.2.2. Выбор из возможных экспериментальных планов............................................................................................................................. 95 8.2.3. Содержательное планирование и выбор типа эксперимента............................................................................................................... 97 8.2.4. Зависимость обобщения от типа проводимого эксперимента............................................................................................................ 99 8.2.5. Статистические решения и формальное планирование..................................................................................................................... 100 8.2.6. Валидность как цель экспериментального контроля........................................................................................................................ 102 Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 102 Глава 9 КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ........................................................................................................... 103 9.1. Критерии классификаций экспериментальных планов............................................................................................................................. 103 9.2. Доэкспериментальные планы..................................................................................................................................................................... 104 9.2.1. Анализ единичного случая.................................................................................................................................................................. 104 9.2.2. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе............................................................................................................ 106 9.3. Истинные экспериментальные планы........................................................................................................................................................ 107 9.3.1. Межгрупповыс схемы......................................................................................................................................................................... 107 9.3.2. Контроль состава групп....................................................................................................................................................................... 109 9.3.3. Интраиндивидуальные схемы............................................................................................................................................................. 110 9.4. План контроля сопутствующих смешений............................................................................................................................................... 113 Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 115 Глава 10 ФАКТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ........................................................................................................................................................ 115 10.1. Переменные и схемы в факторном эксперименте.................................................................................................................................. 115 10.1.1. Независимые и сопутствующие переменные................................................................................................................................... 115 10.1.2. Многоуровневый эксперимент как факторный............................................................................................................................... 118 10.1.3. Представление экспериментальных эффектов как ОРД факторов................................................................................................ 120 10.1.4. Оценка эффектов взаимодействия экспериментальных факторов................................................................................................ 122 10.2. Особенности гипотез, проверяемых в факторном эксперименте.......................................................................................................... 123 10.2.1. Гипотезы с одним отношением и комбинированные...................................................................................................................... 123 10.2.2. Виды взаимодействия факторов....................................................................................................................................................... 124 10.2.3. Планы с тремя и более НП................................................................................................................................................................ 126 10.2.4. «Нестинг»........................................................................................................................................................................................... 126 10.2.5. Зависимость экспериментального эффекта от показателей ЗП...................................................................................................... 128 10.3. Факторные эксперименты и факторные схемы представления данных................................................................................................ 128 10.3.1. Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах........................................................................................................... 128 10.3.2. Факторные планы представления статистических данных.............................................................................................................. 130 Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 132 Глава 11 ТИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ................................................................................................................................................................. 132 11.1. Отличия в предметной области или в содержании гипотез................................................................................................................... 132 11.2. Отличия в формах осуществления эксперимента.................................................................................................................................. 134 11.2.1. Эксперимент реальный и мысленный............................................................................................................................................... 134 11.2.2. Эксперименты, проводимые в лаборатории и в «полевых» условиях.......................................................................................... 135 11.3. Проблема контргипотезы и конкурирующих гипотез........................................................................................................................... 136 11.3.1. Критический эксперимент и возможность перехода к конкурирующим объяснениям............................................................... 136 11.3.2. Демонстрационный опыт и возможность получения данных против исходной гипотезы........................................................... 137 11.4. Тип устанавливаемой закономерности и тип эксперимента в отношении к теории............................................................................. 138 11.4.1. Сосуществование разных объяснительных подходов..................................................................................................................... 138 11.4.2. Детерминация и самостимуляция в подходе к мышлению с позиций культурно-исторической концепции.............................. 138 Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 144 Глава 12 КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.................................................................. 144 12.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование.............................................................................................................. 144 12.1.1. Корреляционные гипотезы как гипотезы о связях между переменными...................................................................................... 144 12.1.2. Предположения о направленности связи на основе теории............................................................................................................ 148 12.1.3. Корреляционный подход как способ организации сбора данных, отличный от экспериментального........................................ 150 12.1.4. Схемы, проясняющие связи между переменными.......................................................................................................................... 151 12.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи................................................................................................. 152 12.2.1. Ковариация и корреляция как меры связи...................................................................................................................................... 152 12.2.2. Коэффициент корреляции и стандартизация переменных.............................................................................................................. 153 12.3. Планы корреляционных исследований.................................................................................................................................................... 156 12.3.1. Планы с одной группой испытуемых............................................................................................................................................... 156 12.3.2. Планы с двумя и более группами испытуемых............................................................................................................................... 157 12.4. Установление корреляционных зависимостей........................................................................................................................................ 159 12.4.1. Корреляция и статистические решения............................................................................................................................................ 160 12.4.2. Выбор коэффициента корреляции в зависимости от типа шкал и плана обработки данных....................................................... 161 Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 161 Глава 13 КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.............................................. 164 13.1. Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с ограниченными формами контроля............................................... 164 13.1.1. Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействий.................................................................................................. 164 13.1.2. Разные подходы к пониманию квазиэкспериментальной проверки гипотез................................................................................. 165 13.1.3. Цели, достижение которых предполагает проведение квазиэкспериментов................................................................................. 166 13.1.4. Измерения показателей до и после воздействий............................................................................................................................. 168 13.2. Квазиэкспериментальные планы.............................................................................................................................................................. 168 13.2.1. Формы снижения контроля при реализации квазиэкспериментов................................................................................................. 168 13.2.2. Пример стратегии подбора групп по заданному признаку............................................................................................................. 169 13.2.3. Квазиэкспериментальные планы со специальной организацией воздействий............................................................................... 171 13.2.4. Пример смешанного плана контроля внешних и внутренних условий.......................................................................................... 172 13.2.5. Статистический контроль в корреляционном и квазиэкспериментальном исследованиях......................................................... 173 13.2.6. Контроль post factum......................................................................................................................................................................... 174 Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 176 Глава 14 ДОСТОВЕРНЫЕ И АРТЕФАКТНЫЕ ВЫВОДЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ...................................... 178 14.1. Контроль за выводом как завершающий этап экспериментальной психологической гипотезы........................................................ 178 14.1.1. Основные источники артефактных выводов................................................................................................................................... 178 14.1.2. Оценка валидности эксперимента как условие достоверных выводов.......................................................................................... 179 14.1.3. Оценка адекватности обобщений...................................................................................................................................................... 180 14.2. Схема вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента.......................................... 180 14.3. Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования........................ 182 14.3.1. Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами................................................................................................ 182 14.3.2. Проблема возникновения новых гипотез........................................................................................................................................ 183 14.3.3. Проблема неверных обобщений как артефактных выводов.......................................................................................................... 184 14.3.4. Редукционизм выводов..................................................................................................................................................................... 187 Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 188 Краткий словарь терминов................................................................................................................................................................................ 188 Литература.......................................................................................................................................................................................................... 196 Именной указатель............................................................................................................................................................................................ 199 Предметный указатель...................................................................................................................................................................................... 199
|
Loading
|