
Год выпуска: 2002
Издательство:
Аспект Пресс
ISBN: 5–7567–0160-5
Формат:
DOC
Качество: OCR без ошибок
Количество
страниц: 208
Язык: русский
Учебник представляет основы
экспериментального метода в рамках
курса экспериментальной психологии. В
нем рассмотрены психологические методы
наблюдения и эксперимента, корреляционный
и квазиэкспериментальный подходы
(предполагается, что методы психологического
измерения и психодиагностики требуют
изложения в специальных пособиях).
Психологический эксперимент рассматривается
как предметная деятельность исследователя
и как система нормативов для проверки
психологических гипотез, задающая
критерии классификации других эмпирических
методов в психологии.
Для студентов,
обучающихся на факультетах психологии
университетов и педагогических
институтов.
Содержание
Введение..................................................................................................................................................................................................................... 3
Глава 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ И НОРМАТИВЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ...................................... 7
1.1. Нормативы научного мышления................................................................................................................................................................... 7
1.1.1. Нормативы в научной деятельности и структуре экспериментального метода.................................................................................. 7
1.1.2. Выдвижение и проверка гипотез как нормативы экспериментирования............................................................................................. 9
1.2. Проблема соотнесения эмпирических зависимостей и теоретических интерпретаций.............................................................................. 9
1.2.1. Теории разной степени общности............................................................................................................................................................ 9
1.2.2. Эмпирические зависимости и экспериментальные эффекты.............................................................................................................. 11
1.2.3. Психологическая реальность и эмпирические закономерности......................................................................................................... 13
1.2.4. Эксперимент и реконструкции психологической реальности............................................................................................................. 13
1.3. Экспериментирование как специальный метод эмпирического исследования в психологии................................................................. 14
1.3.1. Понимание экспериментального метода в широком и узком смысле............................................................................................... 14
1.3.2. Наблюдение и измерение переменных как условие реализации экспериментального метода......................................................... 15
1.3.3. Психологический эксперимент и естественнонаучный эксперимент................................................................................................. 16
Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 16
Глава 2 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 17
2.1. Историко-психологический экскурс............................................................................................................................................................ 17
2.1.1. Преемственность и различие первых источников экспериментальных исследований в психологии.............................................. 17
2.1.2. Становление нормативов экспериментального исследования............................................................................................................ 20
2.2. Понятия метода и методики......................................................................................................................................................................... 22
2.3. Типы эмпирических данных......................................................................................................................................................................... 23
2.3.1. Фиксация данных как «первичных показателей» в рамках психологических методов................................................................... 23
2.3.2. Тип данных с точки зрения исследовательской цели.......................................................................................................................... 24
2.3.3. Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам.............................................................. 24
2.3.4. Тип эмпирических данных с точки зрения возможностей их актуального получения..................................................................... 25
2.4. Критерии объективности в психологическом исследовании..................................................................................................................... 27
2.4.1. Тип данных и критерий воспроизводимости........................................................................................................................................ 27
2.4.2. Репрезентативность данных и объективность метода......................................................................................................................... 28
2.5. Классификации психологических методов и типов эмпирических данных.............................................................................................. 29
2.5.1. Исторически сложившаяся систематика.............................................................................................................................................. 29
2.5.2. Современная систематика..................................................................................................................................................................... 30
Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 31
Глава 3 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ.......................................................................................................................................................................... 31
3.1. Психологическое наблюдение как метод и методика................................................................................................................................ 31
3.1.1. Метод психологического наблюдения и постулат непосредственности............................................................................................ 31
3.1.2. Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом исследовании........................................................ 33
3.1.3. Опосредованность наблюдения познавательными целями................................................................................................................ 34
3.1.4. Активность наблюдения и понимание предмета изучения................................................................................................................. 34
3.2. Квалификация событий: единицы и категории наблюдения...................................................................................................................... 35
3.2.1. Способы качественного описания событий.......................................................................................................................................... 36
3.2.2. Количественные оценки в данных наблюдения................................................................................................................................... 38
3.3. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения............................................................................................................. 39
3.3.1. Объективность данных наблюдения..................................................................................................................................................... 39
3.3.2. Субъективность данных наблюдения................................................................................................................................................... 40
3.4. Опосредствованность и виды наблюдения................................................................................................................................................. 41
3.4.1. Опосредствованность теорией.............................................................................................................................................................. 41
3.4.2. Классификации видов психологического наблюдения....................................................................................................................... 42
3.5. Наблюдение в отношении к другим методам психологических исследований........................................................................................ 44
3.5.1. Методики наблюдения в схемах других методов............................................................................................................................... 44
3.5.2. Описание, регистрация и анализ данных при использовании метода наблюдения........................................................................... 45
Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 46
Глава 4 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ............................................................... 46
4.1. Основные нормативы экспериментальной деятельности.......................................................................................................................... 47
4.1.1. Активность экспериментатора в психологическом эксперименте..................................................................................................... 47
4.1.2. Выполнение условий для реализации причинного вывода................................................................................................................. 47
4.1.3. Психологическое понимание причинности.......................................................................................................................................... 49
4.1.4. Конкурирующие объяснения устанавливаемой зависимости............................................................................................................. 50
4.1.5. Конкурирующие гипотезы о направленности связи между переменными........................................................................................ 50
4.2. Виды переменных в психологическом эксперименте................................................................................................................................ 52
4.2.1. Контроль независимой переменной и проблема экспериментальных воздействий.......................................................................... 52
4.2.2. Две основные схемы задания уровней НП.......................................................................................................................................... 54
4.2.3. Переменные «ситуационные» и «личностные».................................................................................................................................... 56
4.2.4. Фиксируемый показатель и базисный процесс.................................................................................................................................... 58
4.3. Эксперименты в искусственных и лабораторных условиях...................................................................................................................... 60
4.3.1. Экспериментальные модели и последующие обобщения................................................................................................................... 60
4.3.2. Дополнительные переменные................................................................................................................................................................ 61
4.3.3. Комплексные НП................................................................................................................................................................................... 62
Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 63
Глава 5 ГИПОТЕЗЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ................................................................... 64
5.1. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте........................................................................................................... 64
5.2. Формы экспериментального контроля....................................................................................................................................................... 66
5.2.1. Контроль посредством экспериментальных схем............................................................................................................................... 66
5.2.2. Контроль типа переменных................................................................................................................................................................... 67
5.2.3. «Эффект экспериментатора» и первичный контроль.......................................................................................................................... 68
5.3. Примеры экспериментальных схем для реализации каузальных выводов.............................................................................................. 69
5.3.1. Эксперимент в практических целях...................................................................................................................................................... 69
5.3.2. Эксперимент в научных целях.............................................................................................................................................................. 70
5.4. Проблема идентичности экспериментальных условий.............................................................................................................................. 72
Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 74
Глава 6 УСТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЭФФЕКТА............................................................................................................. 74
6.1. Примеры решений об экспериментальном эффекте при интраиндивидуальных и межгрупповых планах........................................... 74
6.1.1. Формальное планирование как условие установления экспериментального эффекта..................................................................... 74
6.1.2. Установление экспериментального эффекта при интраиндивидуальных планах............................................................................. 75
6.1.3. Экспериментальный эффект при межгрупповой схеме...................................................................................................................... 76
6.2. Измерение переменных как условие установления экспериментальных эффектов................................................................................ 77
6.2.1. Измерение переменных и психологические шкалы............................................................................................................................. 77
6.2.2. Качественные наблюдения и относительные понятия как основа реконструкции переменных...................................................... 78
6.2.3. Количественное представление экспериментальной зависимости..................................................................................................... 81
6.3. Установление экспериментального эффекта на основе использования мер связи (ковариации и корреляции)................................... 82
Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 83
Глава 7 ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД................................................................................................... 84
7.1. Соотношение разноуровневых гипотез в психологическом эксперименте и проблема «прорыва» в обобщении................................ 84
7.1.1. Уровни теоретических и экспериментальных гипотез........................................................................................................................ 84
7.1.2. Невозможность индуктивного построения научных понятий............................................................................................................ 84
7.2. Асимметрия вывода на основе экспериментальных данных..................................................................................................................... 85
7.3. Индуктивный вывод и принципы планирования эксперимента................................................................................................................ 86
7.4. Предпосылки планирования экспериментов............................................................................................................................................... 87
7.4.1. Организация исследования и формы планирования........................................................................................................................... 87
7.4.2. Условия, необходимые для планирования эксперимента................................................................................................................... 88
Контрольные вопросы......................................................................................................................................................................................... 89
Глава 8 ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА........................................................................................................... 90
8.1. Планирование как средство повышения валидности эксперимента.......................................................................................................... 90
8.1.1. Валидность и использование мысленных образцов эксперимента.................................................................................................... 90
8.1.2. Виды валидности при оценке психологического эксперимента......................................................................................................... 91
8.1.3. Конструктная валидность и концептуальные репликации.................................................................................................................. 93
8.1.4. Специфика оценки валидности лабораторного эксперимента............................................................................................................ 93
8.1.5. Валидность эксперимента и валидность выводов............................................................................................................................... 94
8.2. Компоненты содержательного и формального планирования.................................................................................................................. 95
8.2.1. Подходы к определению термина «планирование эксперимента»..................................................................................................... 95
8.2.2. Выбор из возможных экспериментальных планов............................................................................................................................. 95
8.2.3. Содержательное планирование и выбор типа эксперимента............................................................................................................... 97
8.2.4. Зависимость обобщения от типа проводимого эксперимента............................................................................................................ 99
8.2.5. Статистические решения и формальное планирование..................................................................................................................... 100
8.2.6. Валидность как цель экспериментального контроля........................................................................................................................ 102
Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 102
Глава 9 КЛАССИФИКАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНОВ........................................................................................................... 103
9.1. Критерии классификаций экспериментальных планов............................................................................................................................. 103
9.2. Доэкспериментальные планы..................................................................................................................................................................... 104
9.2.1. Анализ единичного случая.................................................................................................................................................................. 104
9.2.2. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе............................................................................................................ 106
9.3. Истинные экспериментальные планы........................................................................................................................................................ 107
9.3.1. Межгрупповыс схемы......................................................................................................................................................................... 107
9.3.2. Контроль состава групп....................................................................................................................................................................... 109
9.3.3. Интраиндивидуальные схемы............................................................................................................................................................. 110
9.4. План контроля сопутствующих смешений............................................................................................................................................... 113
Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 115
Глава 10 ФАКТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ........................................................................................................................................................ 115
10.1. Переменные и схемы в факторном эксперименте.................................................................................................................................. 115
10.1.1. Независимые и сопутствующие переменные................................................................................................................................... 115
10.1.2. Многоуровневый эксперимент как факторный............................................................................................................................... 118
10.1.3. Представление экспериментальных эффектов как ОРД факторов................................................................................................ 120
10.1.4. Оценка эффектов взаимодействия экспериментальных факторов................................................................................................ 122
10.2. Особенности гипотез, проверяемых в факторном эксперименте.......................................................................................................... 123
10.2.1. Гипотезы с одним отношением и комбинированные...................................................................................................................... 123
10.2.2. Виды взаимодействия факторов....................................................................................................................................................... 124
10.2.3. Планы с тремя и более НП................................................................................................................................................................ 126
10.2.4. «Нестинг»........................................................................................................................................................................................... 126
10.2.5. Зависимость экспериментального эффекта от показателей ЗП...................................................................................................... 128
10.3. Факторные эксперименты и факторные схемы представления данных................................................................................................ 128
10.3.1. Специальные эффекты, проясняемые в факторных схемах........................................................................................................... 128
10.3.2. Факторные планы представления статистических данных.............................................................................................................. 130
Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 132
Глава 11 ТИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ................................................................................................................................................................. 132
11.1. Отличия в предметной области или в содержании гипотез................................................................................................................... 132
11.2. Отличия в формах осуществления эксперимента.................................................................................................................................. 134
11.2.1. Эксперимент реальный и мысленный............................................................................................................................................... 134
11.2.2. Эксперименты, проводимые в лаборатории и в «полевых» условиях.......................................................................................... 135
11.3. Проблема контргипотезы и конкурирующих гипотез........................................................................................................................... 136
11.3.1. Критический эксперимент и возможность перехода к конкурирующим объяснениям............................................................... 136
11.3.2. Демонстрационный опыт и возможность получения данных против исходной гипотезы........................................................... 137
11.4. Тип устанавливаемой закономерности и тип эксперимента в отношении к теории............................................................................. 138
11.4.1. Сосуществование разных объяснительных подходов..................................................................................................................... 138
11.4.2. Детерминация и самостимуляция в подходе к мышлению с позиций культурно-исторической концепции.............................. 138
Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 144
Глава 12 КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ПОДХОД И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.................................................................. 144
12.1. Корреляционный подход и экспериментальное исследование.............................................................................................................. 144
12.1.1. Корреляционные гипотезы как гипотезы о связях между переменными...................................................................................... 144
12.1.2. Предположения о направленности связи на основе теории............................................................................................................ 148
12.1.3. Корреляционный подход как способ организации сбора данных, отличный от экспериментального........................................ 150
12.1.4. Схемы, проясняющие связи между переменными.......................................................................................................................... 151
12.2. Корреляционный подход и использование статистических мер связи................................................................................................. 152
12.2.1. Ковариация и корреляция как меры связи...................................................................................................................................... 152
12.2.2. Коэффициент корреляции и стандартизация переменных.............................................................................................................. 153
12.3. Планы корреляционных исследований.................................................................................................................................................... 156
12.3.1. Планы с одной группой испытуемых............................................................................................................................................... 156
12.3.2. Планы с двумя и более группами испытуемых............................................................................................................................... 157
12.4. Установление корреляционных зависимостей........................................................................................................................................ 159
12.4.1. Корреляция и статистические решения............................................................................................................................................ 160
12.4.2. Выбор коэффициента корреляции в зависимости от типа шкал и плана обработки данных....................................................... 161
Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 161
Глава 13 КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.............................................. 164
13.1. Общая характеристика квазиэксперимента как исследования с ограниченными формами контроля............................................... 164
13.1.1. Ограничения в осуществлении экспериментальных воздействий.................................................................................................. 164
13.1.2. Разные подходы к пониманию квазиэкспериментальной проверки гипотез................................................................................. 165
13.1.3. Цели, достижение которых предполагает проведение квазиэкспериментов................................................................................. 166
13.1.4. Измерения показателей до и после воздействий............................................................................................................................. 168
13.2. Квазиэкспериментальные планы.............................................................................................................................................................. 168
13.2.1. Формы снижения контроля при реализации квазиэкспериментов................................................................................................. 168
13.2.2. Пример стратегии подбора групп по заданному признаку............................................................................................................. 169
13.2.3. Квазиэкспериментальные планы со специальной организацией воздействий............................................................................... 171
13.2.4. Пример смешанного плана контроля внешних и внутренних условий.......................................................................................... 172
13.2.5. Статистический контроль в корреляционном и квазиэкспериментальном исследованиях......................................................... 173
13.2.6. Контроль post factum......................................................................................................................................................................... 174
Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 176
Глава 14 ДОСТОВЕРНЫЕ И АРТЕФАКТНЫЕ ВЫВОДЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ...................................... 178
14.1. Контроль за выводом как завершающий этап экспериментальной психологической гипотезы........................................................ 178
14.1.1. Основные источники артефактных выводов................................................................................................................................... 178
14.1.2. Оценка валидности эксперимента как условие достоверных выводов.......................................................................................... 179
14.1.3. Оценка адекватности обобщений...................................................................................................................................................... 180
14.2. Схема вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента.......................................... 180
14.3. Содержательные выводы и логическая компетентность при обобщении данных психологического исследования........................ 182
14.3.1. Вывод о подкрепленности теории экспериментальными фактами................................................................................................ 182
14.3.2. Проблема возникновения новых гипотез........................................................................................................................................ 183
14.3.3. Проблема неверных обобщений как артефактных выводов.......................................................................................................... 184
14.3.4. Редукционизм выводов..................................................................................................................................................................... 187
Контрольные вопросы....................................................................................................................................................................................... 188
Краткий словарь терминов................................................................................................................................................................................ 188
Литература.......................................................................................................................................................................................................... 196
Именной указатель............................................................................................................................................................................................ 199
Предметный указатель...................................................................................................................................................................................... 199