В годы Великой Отечественной
войны писатель в качестве артиллериста
прошел длинный путь от Сталинграда до
Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева
о войне "Горячий снег” занимает особое
место, открывая новые подходы к решению
нравственных и психологических задач,
поставленных еще в его первых повестях
— "Батальоны просят огня” и "Последние
залпы”. Эти три книги о войне — целостный
и развивающийся мир, достигший в "Горячем
снеге” наибольшей полноты и образной
силы.
События романа
"Горячий снег” разворачиваются под
Сталинградом, южнее блокированной
советскими войсками 6-й армии генерала
Паулюса, в холодном декабре 1942 года,
когда одна из наших армий сдерживала в
приволжской степи удар танковых дивизий
фельдмаршала Манштейна, который стремился
пробить коридор к армии Паулюса и вывести
ее из окружения. От успеха или неуспеха
этой операции в значительной степени
зависел исход битвы на Волге и, может,
даже сроки окончания самой войны. Время
действия романа ограничено всего
несколькими днями в течение которых
герои Юрия Бондарева самоотверженно
обороняют крошечный пятачок земли от
немецких танков.
В
"Горячем снеге” время сжато даже
плотнее, чем в повести "Батальоны просят
огня”. "Горячий снег” — это недолгий
марш выгрузившейся из эшелонов армии
генерала Бессонова и бой, так много
решивший в судьбе страны; это стылые
морозные зори, два дня и две нескончаемые
декабрьские ночи. Без лирических
отступлений, будто у автора от постоянного
напряжения перехвачено дыхание, роман
"Горячий снег” отличается прямотой,
непосредственной связью сюжета с
подлинными событиями Великой Отечественной
войны, с одним из ее решающих моментов.
Жизнь и смерть героев романа, сами их
судьбы освещаются тревожным светом
подлинной истории, в результате чего
все обретает особую весомость,
значительность.
В
романе батарея Дроздовского поглощает
едва ли не все читательское внимание,
действие сосредоточено по преимуществу
вокруг небольшого числа персонажей.
Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи —
частица великой армии, они — народ,
народ в той мере, в какой типизированная
личность героя выражает духовные,
нравственные черты народа.
В
"Горячем снеге” образ вставшего на
войну народа возникает перед нами в еще
небывалой до того у Юрия Бондарева
полноте выражения, в богатстве и
разнообразии характеров, а вместе с тем
и в целостности. Этот образ не исчерпывается
ни фигурами молодых лейтенантов —
командиров артиллерийских взводов, ни
колоритными фигурами тех, кого традиционно
принято считать лицами из народа, —
вроде немного трусливого Чибисова,
спокойного и опытного наводчика
Евстигнеева или прямолинейного и
грубого, ездового Рубина; ни старшими
офицерами, такими, как командир дивизии
полковник Деев или командующий армией
генерал Бессонов. Только все вместе,
при всей разнице чинов и званий, они
составляют образ сражающегося народа.
Сила и новизна романа заключается в
том, что единство это достигнуто как бы
само собой, запечатлено без особых
усилий автора — живой, движущейся
жизнью.
Гибель героев
накануне победы, преступная неизбежность
смерти заключает в себе высокую
трагедийность и вызывает протест против
жестокости войны и развязавших ее сил.
Умирают герои "Горячего снега” —
санинструктор батареи Зоя Елагина,
застенчивый ездовой Сергуненков, член
Военного совета Веснин, гибнет Касымов
и многие другие... И во всех этих смертях
виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова
повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского,
пусть и вина за смерть Зои ложится
отчасти на него, но как ни велика вина
Дроздовского, они прежде всего — жертвы
войны.
В романе выражено
понимание смерти — как нарушения высшей
справедливости и гармонии. Вспомним,
как смотрит Кузнецов на убитого Касымова:
"Сейчас под головой Касымова лежал
снарядный ящик, и юношеское, безусое
лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее
мертвенно-белым, истонченным жуткой
красотой смерти, удивленно смотрело
влажно-вишневыми полуоткрытыми глазами
на свою грудь, на разорванную в клочья,
иссеченную телогрейку, точно и после
смерти не постиг, как же это убило его
и почему он так и не смог встать к
прицелу”.
Еще острее
ощущает Кузнецов необратимость потери
ездового Сергуненкова. Ведь здесь
раскрыт сам механизм его гибели. Кузнецов
оказался бессильным свидетелем того,
как Дроздовский послал на верную смерть
Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает,
что навсегда проклянет себя за то, что
видел, присутствовал, а изменить ничего
не сумел.
В "Горячем
снеге”, при всей напряженности событий,
все человеческое в людях, их характеры
живут не отдельно от войны, а взаимосвязаны
с ней, постоянно под ее огнем, когда,
кажется, и головы не поднять. Обычно
хроника сражений может быть пересказана
отдельно от индивидуальности его
участников, — бой в "Горячем снеге”
нельзя пересказать иначе, чем через
судьбу и характеры людей.
Существенно
и весомо прошлое персонажей романа. У
одних оно почти безоблачное, у других
— такое сложное и драматичное, что былая
драма не остается позади, отодвинутая
войной, а сопровождает человека и в
сражении юго-западнее Сталинграда.
События прошлого определили военную
судьбу Уханова: одаренный, полный энергии
офицер, которому бы и командовать
батареей, но он только сержант. Крутой,
мятежный характер Уханова определяет
и его движение внутри романа. Прошлые
беды Чибисова, едва не сломившие его
(он провел несколько месяцев в немецком
плену), отозвались в кем страхом и многое
определяют в его поведении. Так или
иначе в романе проскальзывает прошлое
и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова
и нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность
солдатскому долгу мы сумеем оценить
только к концу романа.
Особенно
важно в романе прошлое генерала Бессонова.
Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен,
затрудняет его позицию и в ставке, и на
фронте. А когда фашистская листовка,
сообщающая о том, что сын Бессонова
попал в плен, попадает в контрразведку
фронта в руки подполковника Осина,
кажется, что возникла угроза и службе
Бессонова.
Наверное,
самое загадочное из мира человеческих
отношений в романе — это возникающая
между Кузнецовым и Зоей любовь. Война,
ее жестокость и кровь, ее сроки,
опрокидывающие привычные представления
о времени, — именно она способствовала
столь стремительному развитию этой
любви. Ведь это чувство складывалось в
те короткие часы марша и сражения, когда
нет времени для размышлений и анализа
своих чувств. И начинается все это с
тихой, непонятной ревности Кузнецова
к отношениям между Зоей и Дроздовским.
А вскоре — так мало времени проходит —
Кузнецов уже горько оплакивает погибшую
Зою, и именно из этих строчек взято
название романа, когда Кузнецов вытирал
мокрое от слез лицо, "снег на рукаве
ватника был горячим от его
слез”.
Обманувшись
поначалу в лейтенанте Дроздовском,
лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении
всего романа, открывается нам как
личность нравственная, цельная, готовая
на самопожертвование, способная объять
своим сердцем боль и страдания многих.
Она как бы проходит через множество
испытаний, от назойливого интереса до
грубого отвержения. Но ее доброты, ее
терпения и участливости достает на
всех, она воистину сестра солдатам.
Образ Зои как-то незаметно наполнил
атмосферу книги, ее главные события, ее
суровую, жестокую реальность женским
началом, лаской и нежностью.
Один
из важнейших конфликтов в романе —
конфликт между Кузнецовым и Дроздовским.
Этому конфликту отдано немало места,
он обнажается очень резко и легко
прослеживается от начала до конца.
Поначалу напряженность, уходящая еще
в предысторию романа; несогласуемость
характеров, манер, темпераментов, даже
стиля речи: мягкому, раздумчивому
Кузнецову, кажется, трудно выносить
отрывистую, командную, непререкаемую
речь Дроздовского. Долгие часы сражения,
бессмысленная гибель Сергуненкова,
смертельное ранение Зои, в котором
отчасти повинен Дроздовский, — все это
образует пропасть между двумя молодыми
офицерами, нравственную несовместимость
их существований.
В
финале пропасть эта обозначается еще
резче: четверо уцелевших артиллеристов
освящают в солдатском котелке только
что полученные ордена, и глоток, который
каждый из них сделает, это прежде всего
глоток поминальный — в нем горечь и
горе утрат. Орден получил и Дроздовский,
ведь для Бессонова, который наградил
его, — он уцелевший, раненый командир
выстоявшей батареи, генерал не знает о
тяжкой вине Дроздовского и скорее всего
никогда не узнает. В этом тоже реальность
войны. Но недаром писатель оставляет
Дроздовского в стороне от собравшихся
у солдатского котелка.
Наибольшей
высоты этическая, философская мысль
романа, а также его эмоциональная
напряженность достигает в финале, когда
происходит неожиданное сближение
Бессонова и Кузнецова. Это сближение
без непосредственной близости: Бессонов
наградил своего офицера наравне с
другими и двинулся дальше. Для него
Кузнецов всего лишь один из тех, кто
насмерть стоял на рубеже реки Мышкова.
Их близость оказывается более возвышенной:
это близость мысли, духа, взгляда на
жизнь. Например, потрясенный гибелью
Веснина, Бессонов винит себя в том, что
из-за своей необщительности и
подозрительности он помешал сложиться
между ними дружеским отношениям ("такими,
как хотел Веснин, и какими они должны
быть”). Или Кузнецов, который ничем не
мог помочь гибнущему на его глазах
расчету Чубарикова, терзающийся
пронзительной мыслью о том, что все это,
"казалось, должно было произойти потому,
что он не успел сблизиться с ними, понять
каждого, полюбить...”.
Разделенные
несоразмерностью обязанностей, лейтенант
Кузнецов и командующий армией генерал
Бессонов движутся к одной цели — не
только военной, но и духовной. Ничего
не подозревая о мыслях друг друга, они
думают об одном и том же и в одном
направлении ищут истину. Оба они
требовательно спрашивают себя о цели
жизни и о соответствии ей своих поступков
и устремлений. Их разделяет возраст и
роднит, как отца с сыном, а то и как брата
с братом, любовь к Родине и принадлежность
к народу и к человечеству в высшем смысле
этих слов.