В годы Великой Отечественной
войны писатель в качестве артиллериста
прошел длинный путь от Сталинграда до
Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева
о войне "Горячий снег” занимает особое
место, открывая новые подходы к решению
нравственных и психологических задач,
поставленных еще в его первых повестях
"Батальоны просят огня” и "Последние
залпы”. Эти три книги о войне — целостный
и развивающийся мир, достигший в "Горячем
снеге” наибольшей полноты и образной
силы.
События романа
"Горячий снег” разворачиваются под
Сталинградом, южнее блокированной
советскими войсками 6-й армии генерала
Паулюса, в холодном декабре 1942 года,
когда одна из наших армий сдерживала в
приволжской степи удар танковых дивизий
фельдмаршала Манштейна, который стремился
пробить коридор к армии Паулюса и вывести
ее из окружения. От успеха или неуспеха
этой операции в значительной степени
зависели исход битвы на Волге и, может
быть сроки окончания самой войны. Время
действия романа ограничено всего
несколькими днями, в течение которых
герои Юрия Бондарева самоотверженно
обороняют от немецких танков крошечный
пятачок земли.
В
"Горячем снеге” время сжато даже
плотнее, чем в повести "Батальоны просят
огня”. "Горячий снег” — это недолгий
марш выгрузившейся из эшелонов армии
генерала Бессонова и бой, так много
решивший в судьбе страны; это стылые
морозные зори, два дня и две нескончаемые
декабрьские ночи. Без лирических
отступлений, будто у автора от постоянного
напряжения перехвачено дыхание, роман
"Горячий снег” отличается прямотой,
непосредственной связью сюжета с
подлинными событиями Великой Отечественной
войны, с одним из ее решающих моментов.
Жизнь и смерть героев романа, сами их
судьбы освещаются тревожным светом
подлинной истории, в результате чего
все обретает весомость, значительность.
В
романе батарея Дроздовского поглощает
едва ли не все читательское внимание,
действие сосредоточено по преимуществу
вокруг небольшого числа персонажей.
Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи —
частица великой армии, они — народ,
народ в той мере, в какой типизированная
личность героя выражает духовные,
нравственные черты народа.
В
"Горячем снеге” образ вставшего на
войну народа возникает перед нами в еще
небывалой до того у Юрия Бондарева
полноте выражения, в богатстве и
разнообразии характеров, а вместе с тем
и в целостности. Этот образ не исчерпывается
ни фигурами молодых лейтенантов —
командиров артиллерийских, взводов; ни
колоритными фигурами тех, кого традиционно
принято считать лицами из народа,—
вроде бы немного трусливого Чибисова,
спокойного и опытного наводчика
Евстигнеева, прямолинейного и грубого
ездового Рубина; ни старшими офицерами,
такими как командир дивизии полковник
Деев или командующий армией генерал
Бессонов. Только все вместе, при всей
разнице чинов и званий, они составляют
образ сражающегося народа. Сила и новизна
романа заключается в том, что единство
это достигнуто как бы само собой,
запечатлено без особых усилий автора
— живой, движущейся жизнью.
Гибель
героев накануне победы, преступная
неизбежность смерти заключают в себя
высокую трагедийность и вызывают протест
против жестокости войны и развязавших
ее сил. Умирают герои "Горячего снега”
— санинструктор батареи Зоя Елагина,
застенчивый ездовой Сергуненков, член
Военного совета Веснин, гибнут Касымов
и многие другие... И во всех этих смертях
виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова
повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского,
пусть и вина за смерть Зои ложится
отчасти на него, но, как ни велика вина
Дроздовского, они прежде всего жертвы
войны.
В романе выражено
понимание смерти как нарушение высшей
справедливости и гармонии. Вспомним,
как смотрит Кузнецов на убитого Касымова:
"Сейчас под головой Касымова лежал
снарядный ящик, и юношеское, безусое
лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее
мертвенно-белым, истонченным жуткой
красотой смерти, удивленно смотрело
влажно-вишневыми полуоткрытыми глазами
на свою грудь, на разорванную в клочья,
иссеченную телогрейку, точно и после
смерти не постиг, как же это убило его
и почему он так и не смог встать к
прицелу”.
Еще острее
ощущает Кузнецов необратимость потери
ездового Сергуненкова. Ведь здесь
раскрыт сам механизм его гибели.
Кузнецов
оказался бессильным свидетелем того,
как Дроздовский послал на верную смерть
Сергуненкова, и он, Кузнецов, уже знает,
что навсегда проклянет себя за то, что
видел, присутствовал, а изменить ничего
не сумел.
Наверное,
самое загадочное из мира человеческих
отношений в романе — это возникающая
между Кузнецовым и Зоей любовь. Война,
ее жестокость и кровь, ее сроки,
опрокидывающие привычные представления
о времени,— именно она способствовала
столь стремительному развитию этой
любви. Ведь это чувство складывалось в
те короткие часы марша и сражения, когда
нет времени для размышлений и анализа
своих чувств. И начинается все это с
тихой, непонятной ревности Кузнецова
к отношениям между Зоей и Дроздовским.
А вскоре — так мало времени проходит —
Кузнецов уже горько оплакивает погибшую
Зою, и именно из этих строчек взято
название романа: когда Кузнецов вытирал
мокрое от слез лицо, "снег на рукаве
ватника был горячим от его слез”.
Один
из важнейших конфликтов в романе —
конфликт между Кузнецовым и Дроздовским.
Этому конфликту отдано немало места,
он обнажается очень резко и легко
прослеживается от начала до конца.
Поначалу между героями напряженность,
уходящая еще в предысторию романа;
несогласуемость характеров, манер,
темпераментов, даже стиля речи: мягкому,
раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно
выносить отрывистую, командную речь
Дроздовского. Долгие часы сражения,
бессмысленная гибель Сергуненкова,
смертельное ранение Зои, в котором
отчасти повинен Дроздовский,— все это
образует пропасть между двумя молодыми
офицерами, нравственную несовместимость
их существований.
Наибольшей
высоты этическая, философская мысль
романа, а также его эмоциональная
напряженность достигает в финале, когда
Бессонов по-отечески тепло награждает
солдат, все его теплые чувства с ними,
с этими тружениками войны. Происходит
сближение Бессонова и Кузнецова. Эта
близость оказывается более возвышенной:
это близость мысли, духа, взглядов на
жизнь. Разделенные несоразмерностью
обязанностей, лейтенант Кузнецов и
командующий армией генерал Бессонов
движутся к одной цели — не только
военной, но и духовной. Ничего не
подозревая о мыслях друг друга, они
думают об одном и том же и в одном
направлении ищут истину. Оба они
требовательно спрашивают себя о цели
жизни и о соответствии ей своих поступков
и устремлений. Их разделяет возраст и
роднит, как отца с сыном, а то и как брата
с братом, любовь к Родине и принадлежность
к народу и человечеству в высшем смысле
этих слов.