Смело можно говорить о
подлинном открытии автора повести
"Батальоны просят огня”: военная пора
в жизни капитана предстала здесь не как
строка биографии, а как начало судьбы
целого поколения. Отсюда такой обостренный
интерес к этической про блематике,
стремление раскрыть нравственные истоки
подвига, высветить хорошее и дурное в
человеке. Ю. Бондарев одним из первых в
послевоенной литературе вслед за
Шолоховым (рассказ "Судьба человека”)
соединил героическое с трагическим. Не
батальные сцены, не беспощадно и точно
выписанный фронтовой быт, но именно
чувствование человека на войне, жизнь
и смерть, поведение личности перед лицом
смерти, психология офицера и солдата —
вот что влекло художника и к чему он
возвращается вновь и вновь. При этом в
центре внимания — не просто слагаемые
характера, но сложная и нелегкая
диалектика постепенного вызревания
воина, качественные изменения его
души.
Писатель выбирает
персонажей особого склада — юных
офицеров. Вчерашних школьников или
студентов, которым слишком рано довелось
испить горькую чашу фронтовой жизни.
Жестокая правда войны, неумолимость ее
суровых законов — это лишь необходимая
предпосылка, позволившая первым коснуться
темы Великой Отечественной. Показывая
объективно сложившуюся ситуацию и
различные виды ее субъективных осмыслений,
Ю. Бондарев исследует человека. Причем
судьба тесно связана с идеей свободного
человеческого действования.
В
повести "Батальоны просят огня”
противостояние капитана Ермакова
полковнику Иверзеву — не просто
столкновение двух правд с целью выяснения,
на чьей же стороне истина. Этот мотив
есть, но не он определяет суть дела;
стержень повести — драма различных
идейно-этических отношений. События
происходят в окопе, траншее, у
артиллерийского орудия, но прежде всего
на площади человеческой души.
Вначале
Ермаков доволен собой, фронтовой удачей
и чем-то, правда отдалено, напоминает
Иверзева. Но все это до того, как на него
обрушивается жесточайшее испытание:
гибель батальонов Бульбанюка и Максимова
и выход из окружения с горсткой солдат.
Все напускное сгорает, приходит понимание
того, что "судьба наградила его памятью
и ответственностью”. И вот главный итог
после встречи с Иверзевым: "Есть такие,
которые надеются: "Россия огромна,
людей много. Что там, важно ли, погибла
сотня или тысяча людей”.
Полковник
Иверзев — отнюдь не одноплановая фигура.
Он неуязвим, решителен, храбр. Но взор
его преимущественно направлен вверх,
откуда к нему, как командиру дивизии,
идут приказы. Если же речь шла о
подчиненных, в его "синие самоуверенные
глаза”, как замечает автор, "ничто не
проникало”.
Полнота
жизни невозможна без способности к
состраданию, к восприятию чужой боли,
как своей.
У Иверзева
узкий спектр счастья человека, озабоченного
прежде всего личной карьерой. Не случайно
старший лейтенант Орлов говорит: "Есть
на войне, Ермаков, одна вещь, которую не
прощаю: на чужой крови, брат, местечко
делать”.
Проза
Бондарева — большое целостное искусство,
значение которого во многом еще не
раскрыто нашей критикой. Здесь слились
воедино высокий трагизм и лирика,
философское раздумье и тончайшее
мастерство живописно-образной пластики.
Для писателя важно исследование
человеческой души. Не просто обостренная
социальная конфликтность, но выяснение
главных противоречий бытия.
Проблема
войны и мира по Бондареву — проблема
всей человеческой культуры, ибо развитие
цивилизации — итог сложной эволюции
жизни на Земле, и подводить его к
печальному финалу самоуничтожения
значит посягать на высшие ценности
бытия. Разумная жизнь — явление
уникальное, а Земля, быть может, ее
единственная обитель, единственный
факел разума в космических просторах.