Может быть, я уже не заплачу, Но
не видеть бы мне на земле Золотое
клеймо неудачи На еще
безмятежном челе. А.
Ахматова
Представление
об удаче поэта у Анны Ахматовой было
неординарным. Когда она узнала о суде
над Бродским, об оскорбительном обвинении
в тунеядстве и приговоре — 5 лет тюрьмы,
она воскликнула: "Какую биографию
делают юноше!" В искаженном мире
советского Зазеркалья благополучие
вызывало подозрение у несведущих,
презрение у знающих. Уйдя в 15 лет из
школы, Бродский пришел на завод, был
фрезеровщиком. К заводу примыкали Кресты
— знаменитая питерская тюрьма, в которой
позже сидел "подследственный Бродский".
Тюрьма, высылка, "отеческие наказания
в воспитательных целях"... Что мог
ответить Бродский государству? "Почему
ты не работаешь честно?" — "Я
работаю. Я пишу стихи". Бродский
не автобиографичен в сочинениях. Факты,
события нарастают на ту основу, в которой
непостижимым образом цельно и независимо
живет его индивидуальность, его душа.
Он "отстраняется" от системы,
которая ломала большинство. Он не
борется, он уходит, "не снисходя"
до унизительной толкотни. Уходя от
государства, он погружается в культуру.
Язык — его хлеб, воздух, вода. Русский
язык — и Питер: Я хотел
бы жить, Фортунатус, в городе, где
река высовывалась
из-под моста, как из рукава — рука и
что она впадала в залив, растопырив
пальцы, как Шопен,
никому не показавший кулака...
Бродский
— второй русский поэт, увидевший в
Петербурге не реку, а реки, дельту. Первым
была Ахматова. Бродский
удивительно вольно обращается с
поэтическими размерами, очень любит
разрывать предложения, иронически и
неожиданно делая ударение на словах,
как будто не несущих основной смысловой
нагрузки:
Полдень в
комнате. Тот покой, Когда
наяву, как во сне,
пошевелив рукой, не
изменить ничего.
Но он
насквозь ритмичен, ритм его сух и четок,
как метроном. Бродский бесцеремонен с
пространством, но все его стихи —
организация и наполнение смыслом
времени, это ужас и наслаждение, и азарт
войны, и мудрое смирение перед тем, чем
нельзя овладеть и чему невозможно
сдаться:
"Мне все
равно — где, имеет смысл — когда".
,
Было время, пока "где"
имело остроту новизны или остроту
ностальгии:
Ни страны,
ни погоста Не хочу
выбирать, На Васильевский
остров Я приду
умирать.
Но
последовательность пространства, его
плоскость, тщетно стремящаяся к вертикали,
побеждается объёмностью времени. Бродский
— поэт не столько эмоций, сколько мыслей.
От его стихов ощущение неспящей,
неостанавливающейся мысли. Он действительно
живет не где, а когда. И хотя в его стихах
Древний Рим возникает не реже, чем
советский Ленинград или Америка, "когда"
Бродского всегда современно, сиюминутно.
Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти
настоящее. Так, в "Письмах римскому
другу", имеющих подзаголовок "Из
Марциала", шумит Черное море, связывающее
ссыльного Овидия Назона и изгнанника
Бродского где-то в вечности, с которой
обручены все поэты, как венецианские
дожи — с Адриатикой:
Нынче
ветрено, и волны с перехлестом. Скоро
осень. Все изменится в округе. Смена
красок этих трогательней, Постум, Чем
наряда перемена у подруги.
Человек,
поживший в двух гигантских империях,
согласно улыбается римлянину:
Если
выпало в империи родиться, Лучше
жить в глухой провинции у моря.
В
пространстве существует мертвая материя.
Во времени она живет:
Четверг.
Сегодня стул был не у дел. Он
не переместился. Ни на шаг. Никто
на нем сегодня не сидел, не
двигал, не набрасывал пиджак.
Стул
напрягает весь свой силуэт. Тепло;
часы показывают шесть. Все
выглядит, как будто его нет, тогда
как он в действительности есть!
Отдельная
тема — Бродский и христианство. Ее
нельзя касаться вскользь, поверхностно.
Поражает напряженное, очень личное
переживание поэтом библейских и
евангельских сюжетов: жертвоприношение
Авраама, Сретение, но особенно настойчиво
повторяется — Вифлеем, Рождество:
В
Рождество все немного волхвы. Возле
булочной — слякоть и давка. Из-за
банки турецкой халвы Производят
осаду прилавка...
Богатые
волхвы принесли чудесные дары младенцу,
спящему в яслях. Бедные питерские волхвы
несут случайные дары своим младенцам.
Что общего?
...смотришь
в небо — и видишь: звезда.
Бродский
не вернулся на Васильевский. "Где"
оказалось несущественным. Он вернулся
вовремя, в наше "когда". Потому что
"в качестве собеседника книга более
надежна, чем приятель или возлюбленная",
как сказал он в нобелевской лекции. В
ней же он назвал тех, чьей "суммой я
кажусь себе — но всегда меньшей, чем
любая из них в отдельности". Это пять
имен. Три — принадлежат русским поэтам:
Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна
Ахматова. Строками Ахматовой, благословившей
Бродского на высокую удачу, хочется
закончить сочинение:
Ржавеет
золото и истлевает сталь, Крошится
мрамор. К смерти все готово. Всего
прочнее на земле — печаль. И
долговечней — царственное слово.