Я родился и вырос в балтийских
болотах, подле серых
цинковых волн, всегда набегавших
по две, и отсюда — все рифмы... И.
Бродский
Иосиф Бродский
— один из самых молодых нобелевских
лауреатов в области литературы (удостоен
в 47 лет). Его творчество в течение четверти
века пользуется широкой известностью.
Он являлся не только признанным лидером
русскоязычных поэтов, но и одной из
самых значительных фигур в современной
мировой поэзии, его произведения
переводятся на все основные языки
мира. Жизнь Бродского
богата драматическим событиями,
неожиданными поворотами, мучительными
поисками своего места. Поэт родился и
вырос в Ленинграде. С городом на Неве
связаны первые шаги в поэзии. В начале
шестидесятых годов Анна Ахматова назвала
Бродского своим литературным преемником.
И в дальнейшем именно с ним связывала
надежды на новый расцвет русской поэзии,
сравнивая его по масштабу дарования с
Мандельштамом. Тема Ленинграда занимает
значительное место в раннем творчестве
поэта "Стансы”, "Стансы городу”,
"Остановка в пустыне”. Характерно
начало "Стансов”:
Ни
страны, ни погоста не
хочу выбирать, на
Васильевский остров Я
приду умирать.
Однако
и в зрелом творчестве поэта, в произведениях,
написанных в эмиграции, время от времени
возникает "ленинградская тема”.
Я
родился и вырос в балтийских
болотах, подле серых
цинковых волн, всегда набегавших по
две. и отсюда — все
рифмы, отсюда тот блеклый
голос, льющийся между
ними, как мокрый волос...
Нередко
ленинградская тема передается поэтом
косвенными путями. Такая важная для
зрелого Бродского имперская тема в
своих истоках связана с жизнью в бывшей
столице Российской империи. Подчеркнутый
аполитизм поэзии Бродского резко
диссонировал с принципами официозной
литературы, поэта обвиняют в тунеядстве
и осуждают на пять лет ссылки. Хотя к
этому времени (1964 год) перу Иосифа
Александровича принадлежало около ста
стихотворений. Через полтора года он
вернулся в Ленинград, много работал,
занимался переводами. Это оттачивало
его поэтическую лексику. Но официально
он не признан, стихи не печатаются,
статьи о нем самые неопределенные. В
1972 году Бродский вынужден уехать в США,
где являлся почетным профессором ряда
университетов. В США один за другим
выходят его поэтические сборники: "Стихи
и поэмы”, "Остановка в пустыне”, "В
Англии”, "Конец прекрасной эпохи”...
В последние годы жизни Иосиф Бродский
все чаще выступал как англоязычный
автор. Для раннего
поэта характерна динамика: движение,
дорога, борьба. Она оказывала очищающее
воздействие на читателей. Произведения
этого периода сравнительно просты по
форме. Граница между ранним и зрелым
Бродским приходится на 1965-1968 года.
Поэтический мир его как бы застывает,
начинают преобладать темы конца, тупика,
темноты и одиночества, бессмысленности
всякой деятельности:
Шей
бездну мук, Старайся,
перебарщивай в усердьи! Но
даже мысль о — как
его? — бессмертье есть
мысль об одиночестве, мой друг.
В
этот период темой творчества поэта
становятся любовь и смерть. Однако
любовной лирики в традиционном смысле
у Бродского нет. Любовь оказывается
чем-то хрупким, эфемерным, почти
нереальным.
В какую-нибудь
будущую ночь ты вновь
придешь усталая, худая, и
я увижу сына или дочь, еще
никак не названных — тогда я не
дернусь к выключателю и прочь руки
не протяну уже, не вправе оставить
вас в том царстве теней, безмолвных,
перед изгородью дней, владеющих
в зависимость от яви, с
моей недосягаемостью в ней.
Любовь
часто видится как бы через призму смерти,
сама же смерть оказывается весьма
конкретна, материальна, близка:
Это
абсурд, вранье: череп,
скелет, коса. Смерть
придет, у нее будут твои глаза.
В
поэзии Бродского возрождаются философские
традиции. Оригинальность философской
лирики Бродского проявляется не в
рассмотрении той или иной проблемы, не
в высказывании той или иной мысли, а в
разработке особого стиля, основанного
на парадоксальном сочетании крайней
рассудочности, стремлении к чуть ли не
математической точности выражения с
максимально напряженной образностью,
в результате чего строгие логические
построения становятся частью метафорической
конструкции, которая является звеном
логического развертывания текста.
Оксюмороны, соединения противоположностей
вообще характерны для зрелого Бродского.
Ломая штампы и привычные сочетания,
поэт создает свой неповторимый язык,
который не сочетается с общепринятыми
стилистическими нормами и на равных
правах включает диалектизмы и канцеляризмы,
архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы.
Бродский многословен. Его стихотворения
для русской поэзии непривычно длинны;
если Блок считал оптимальным объемом
стихотворения 12-16 строк, то у Бродского
обычно стихотворения в 100-200 и более
строк. Необычно длинна и фраза— 20-30 и
более строк, тянущихся из строфы в
строфу. Для него важен сам факт говорения,
преодолевающего пустоту и немоту, важно,
даже если нет никакой надежды на ответ,
даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь
его слова.
В ковчег
птенец не возвратившись,
доказует то, что вся
вера есть не более, чем почта в один
конец.
Свою деятельность
поэт сравнивает со строительством
Вавилонской башни — башни слов, которая
никогда не будет достроена. В творчестве
Бродского мы находим парадоксальное
соединение экспериментаторства и
традиционности. Этот путь, как показала
практика, не ведет к тупику, а находит
своих новых приверженцев. Ранняя
смерть поэта прервала его жизненный
путь, а не путь его поэзии к сердцам все
новых и новых поклонников.