Год: 2010 Издательство: Владос ISBN:
978-5-691-01756-8 Серия: Библиотека психолога Язык:
Русский Формат: PDF Качество: Изначально
компьютерное (eBook) Количество страниц:
217 В учебно-методическом
пособии в теоретическом и практическом
плане рассматривается проблема
девиантного поведения несовершеннолетних.
Особо акцентируется внимание на
организации комплексной работы с
названной категорией детей, взаимосвязанными
основными компонентами которой, по
мнению авторов, являются профилактическая,
коррекционная и реабилитационная
деятельность. Пособие адресовано
психологам, социальным педагогам и
другим специалистам образовательных
учреждений, осуществляющим работу по
организации помощи детям с отклонениями
в поведении. Материал, изложенный в
пособии, можно использовать в учебном
процессе со студентами вузов, чья
профессиональная деятельность будет
связана с организацией работы с детьми
и молодежью в системе образования.
От авторов
Современная ситуация развития российского общества сопровождается ростом такого негативного социального явления в детской среде, как отклоняющееся поведение. Все чаще на страницах различных изданий, на телевизионном экране появляются призывы: «Поможем нашим детям», «Дети - наше будущее». Да, дети - наше будущее, но и наше настоящее. Право на нормальные условия жизни им гарантировано и конвенцией ООН о правах ребенка, и Конституцией нашего государства, и еще многими другими документами; но не всегда реализуется на практике. К сожалению, дети - самая незащищенная категория населения, и им, безусловно, нужна помощь и поддержка взрослых именно сегодня и сейчас, и существующие в детской среде проблемы требуют своего безотлагательного решения именно сегодня и сейчас. Жизнь ребенка не может протекать в режиме ожидания, ожидания серьезных перемен на государственном уровне, изменений политики в отношении семьи и детства... Что можно сделать на психолого-педагогическом уровне, чтобы помочь нашим детям, чтобы обеспечить тот защитный барьер, который способен отразиться, нейтрализовать действие на ребенка различных негативных факторов?
В своей работе в качестве своеобразного защитного барьера, одного из направлений в решении проблемы помощи мы предлагаем организацию профилактической, коррекционной и реабилитационной работы в системе образования. Профилактика, как всем хорошо известно, - это предупреждение появления негативных явлений и их распространения; коррекция - исправление имеющихся недостатков, реабилитация - это помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, которая осуществляется специалистами для закрепления положительных изменений, достигнутых в ходе коррекции. И профилактику, и коррекцию, и реабилитацию можно рассматривать в двух аспектах: как комплекс мер, которые реализуются на разных уровнях различными социальными институтами и специалистами разного профиля; и как процесс оказания такой помощи, содержание которого зависит от конкретных проблем, существующих в детской среде, и причин, обусловливающих их появление. На вопрос, как организовать профилактический, коррекционный и реабилитационный процесс в детской среде, мы и попытались ответить на страницах нашего пособия.
Надеемся, что материал, в нем изложенный, будет полезен всем тем, кто по роду своей деятельности и интересам связан с решением проблемы снижения уровня девиантных проявлений в детской среде в системе образования.