Центральный Дом Знаний - Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 905

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд

Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И. 
pic

Год: 2005
Издательство: Академия
ISBN: 5-7695-1919-3
Серия: Высшее профессиональное образование
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 324
Учебное пособие посвящено истории и современным проблемам детской психоаналитической психотерапии в школе Анны Фрейд. Подробно описаны этапы становления детского психоанализа, трансформация основных технических процедур психоанализа применительно к работе с детьми, проблемные точки на этом пути. Проведен исторический анализ теории психического развития ребенка в разных возрастах и соответствующих подходов к построению психотерапевтического процесса. Это позволяет очертить возможности детского психоанализа "по Анне Фрейд" в терапии нарушений развития.
В конце пособия предлагается практикум, помогающий ознакомиться с основными методами детского психоанализа.
Для студентов психологических факультетов университетов, клинических психологов, психотерапевтов.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие посвящено истории и логике развития детского психоанализа А.Фрейд, являющегося сегодня неотъемлемой частью детской психотерапии. Когда-то именно он (наряду со школой детского психоанализа М.Кляйн) стал тем «корнем», из которого выросло «дерево» детской психотерапии, представленное сейчас многочисленными разноречивыми и разноликими направлениями. И в том, что детская психотерапия и — шире — детская практическая психология стали широко социально востребованными, большая заслуга А. Фрейд. В определенной мере ее незыблемый авторитет, беззаветное служение делу детского психоанализа, сопряженные с научной честностью, взвешенностью и осторожностью в своих выводах, выступили гарантом надежности для общественного сознания, которое изначально весьма настороженно относилось к идеям психоаналитического воспитания и лечения ребенка. Время, прошедшее с момента зарождения детского психоанализа А.Фрейд (20-е гг. XX в.), многочисленные тщательно проанализированные терапевтические случаи, на основе которых велась и продолжает вестись скрупулезная концептуально-теоретическая работа по созданию и развитию основ детского психоанализа, являются критериями жизненности этого направления и важности его роли в европейской психотерапии.

В связи с этим прослеживание истории становления детского психоанализа в традиции, берущей начало от работ А. Фрейд, изучение полемического пространства, внутри которого происходило его зарождение и развитие проблем, с которыми приходилось сталкиваться А.Фрейд и ее последователям, а также совершенствование способов их преодоления, имеют особое значение для понимания современной детской психотерапии. В этом смысле история детского психоанализа — предмет для изучения не только в самом психоанализе, но и в истории клинической психологии и психотерапии, а также в истории психологии. Такое исследование представляется актуальным и в русле проблемы возникновения и становления психологических знаний в целом.

Исторически так случилось, что академическая психология и область психотерапии развивались в значительной мере параллельно друг другу. И хотя академическая психология интегрировала многие понятия психоанализа, гуманистической психотерапии и других направлений этой области психоаналитических практик, задача изучения самой структуры этих практик до недавнего времени в ней не ставилась. Предпринимались широкомасштабные исследования эффективности и сравнительной эффективности различного рода психотерапий, но лишь незначительно изучалась сама архитектоника психотерапевтических процессов, а соответственно, и методология получения знаний в области психотерапии. В связи с этим весьма актуальным является исследование содержания и структуры психологических знаний, получаемых в различных видах психотерапии непосредственно в контексте используемых методик. Выполнение этой задачи, на наш взгляд, должно проводиться прежде всего на материале исследования истории психотерапии. Особенно это касается истории детского психоанализа как одного из наиболее значимых источников становления новоевропейской детской психотерапии и психотерапии в целом.

Изучение психотерапии в этом контексте предполагает движение по нескольким направлениям. Прежде всего это вопрос об истории развития самих психотерапевтических техник и собственно их психологических обоснований. Далее, это проблема социальных и культурных предпосылок возникновения психотерапевтических идей, подходов, новшеств, а также изучение социального контекста полемического обсуждения этих идей в рамках других школ и направлений в психотерапии. Некоторые из обозначенных проблем затрагиваются в этой книге и, возможно, получат свое дальнейшее развитие в последующих работах. Мы надеемся, что систематический анализ вышеназванных проблем будет способствовать построению социологии психотерапевтического знания и соответствующих практик. Важно не только исследовать социально-культурные корни этого знания, но и понять его границы, связанные с определенными потребностями общества и культуры, а также перспективные точки роста различных направлений психотерапии.

Несколько слов о построении книги и понятиях, используемых в ней. Для нас представлялось важным при обсуждении проблем теории и практики детского психоанализа на страницах этой книги дать возможность состояться диалогу между двумя центральными фигурами детского психоанализа — А. Фрейд и М. Кляйн. Это не только соответствует некоторой исторической реальности, внутри которой происходило становление детского психоанализа, но и позволяет глубже понять тот потенциал, который содержится в высказанных А. Фрейд и М. Кляйн идеях, оттенить их своеобразие, а также проследить их последующее развитие. Мы намеренно не уделяли достаточного внимания вопросам разграничения психоанализа и психотерапии, несмотря на то, что в этой области существует глубокая полемика, которая нашла отражение, например, в работах М.Гилла, К.Айслера и других авторов. Мы позволили себе употреблять, где это не является принципиальным, слова «психоанализ» и «психотерапия» синонимично (например, при рассмотрении психотерапевтической функции определенной психоаналитической процедуры), стремясь исследовать именно терапевтические элементы психоаналитических процедур, их значение для развития психотерапии вообще и психологии в частности. Кроме того, в данном контексте мы не различаем понятия «Эго» и «Я», как и сама А.Фрейд. В случае необходимости это оговаривается специально.

Возможно, читатель, столкнувшись с терминологическими трудностями, почувствует необходимость получить дополнительные сведения по психоанализу, психотерапии и теориям развития. В этом случае мы отсылаем к следующим фундаментальным источникам: Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. — Новочеркасск, 1994; Сандлер Дж., Дэр Кр., ХолдерА. Пациент и психоаналитик. — Воронеж, 1993; Томэ X., Кехеле X. Современный психоанализ. — М., 1996; Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. — М., 2002; Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998.

Эта книга не претендует на руководство по детскому психоанализу. Ее задача состоит в попытке анализа истоков детской психотерапии, в уяснении истории, логики развития вплоть до современного положения дел в данном направлении детского психоанализа. Употребляя понятие «школа А.Фрейд», вынесенное в заглавие, мы хотели прежде всего подчеркнуть важность идей А. Фрейд и ее последователей, представить их в единстве и развитии. Мы также старались обращать внимание читателя на вклад детского психоанализа в становление идей и техник взрослого психоанализа и на глубинную связь между ними.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................................3

ГЛАВА 1. На пути к детскому психоанализу..............................................6

1.1. Предшественники создания детского психоанализа.....................6

1.2. Жизнь, окружение и творчество А. Фрейд.....................................8

ГЛАВА 2. Психоаналитическая педагогика................................................15

2.1. Проблема сексуального просвещения и практики воспитания

в ранних работах М. Кляйн............................................................15

2.2. Роль социального окружения в развитии ребенка........................19

2.3. Взрослый и ребенок: драматическое противостояние..................22

2.4. Уход и воспитание...........................................................................24

2.5. Формирование Суперэго и процессы воспитания........................26

2.5.1. Причины идентификации ребенка с родительскими фигурами..................................................................................26

2.5.2. Время возникновения Суперэго. Возможность опоры

на Суперэго в практике педагогики и психотерапии..........28

2.5.3. Новые возможности воспитания в латентный период.........30

2.5.4. Союз педагога с Суперэго ребенка........................................32

2.6. Психоаналитическая педагогика: открытия, надежды

и разочарования...............................................................................33

2.7. Сферы развития ребенка и возможности контроля.....................39

ГЛАВА 3. Эго и защитные механизмы.......................................................43

3.1. Задача понимания содержания, границ и функций Эго.............43

3.2. Защитные механизмы......................................................................48

3.3. Классификация защит в соответствии с источниками тревоги

и опасности......................................................................................51

3.4. Внешние и внутренние источники тревоги..................................54

3.5. Функционирование конкретных защитных механизмов..............58

3.5.1. Отрицание в фантазии............................................................58

3.5.2. Отрицание в слове и действии...............................................62

3.5.3. Ограничение Эго.....................................................................66

3.5.4. Идентификация с агрессором................................................69

3.5.5. Проекция..................................................................................72

3.5.6. Альтруистическое подчинение...............................................73

3.6. Защиты из страха перед силой влечений

в пубертатном возрасте...................................................................75

3.7. Защита с помощью регрессии........................................................77

3.8. Итоги анализа защитных механизмов............................................80

3.9. Вклад Х.Хартманна в психологию Эго и изучение защитных

механизмов.......................................................................................82

ГЛАВА 4. Проблемы развития в психоаналитическом познании.............89

4.1. Социальные источники интереса психоанализа

к нормальному развитию................................................................89

4.2. Природа агрессии............................................................................91

4.3. Проблема описания нормального детского развития...................93

4.4. Концепция линий развития............................................................95

4.5. Методологическое значение концепции линий развития...........99

4.6. Прогрессивные и регрессивные тенденции в процессе развития..........................................................................................102

4.7. Оценка патологического развития...............................................104

4.7.1. Критика описательного подхода в диагностике.................104

4.7.2. Критерии оценки серьезности болезни...............................108

4.7.3. Развитие и его составляющие: диагностическая оценка ... ПО

4.7.4. Оценка по типам тревоги и конфликта...............................112

4.7.5. Оценка по общим характеристикам....................................113

4.7.6. Наблюдение и анализ поведения в психоаналитической терапии...................................................................................115

ГЛАВА 5. На пути к построению практики детского анализа.................119

5.1. Возможности и ограничения психоаналитического лечения ребенка...........................................................................................119

5.2. Взрослый и детский психоанализ: единство и различия...........123

5.3. Проблема создания психоаналитической ситуации

в работе с ребенком.......................................................................126

5.3.1. Необходимость подготовительного периода.......................126

5.3.2. Взрослый психоанализ глазами детского психоаналитика .... 130

5.3.3. Трансформация идеи подготовительного периода

во взглядах А. Фрейд..............................................................132

5.4. Новая постановка проблемы лечебного альянса в детском психоанализе..................................................................................134

5.4.1. Что удерживает ребенка в психотерапевтическом процессе?................................................................................134

5.4.2. Особенности лечебного альянса в детском психоанализе..........................................................................134

5.4.3. Почему ребенок не хочет приходить

на психотерапевтические сессии?........................................138

5.4.4. Действия психотерапевта по укреплению лечебного альянса....................................................................................139

5.4.5. Место симптома в лечебном альянсе..................................141

5.5. Проблема контактов с окружением ребенка...............................143

5.5.1. Взаимодействие с «третьей стороной»................................143

5.5.2. Контакт с родителями ребенка............................................145

5.5.3. Активность психотерапевта по стабилизации эмоционального баланса в семье.........................................146

5.5.4. Терапевтическая ценность информации, полученной

от родителей: аргументы «за» и «против»............................148

5.5.5. Задачи гармонизации окружения ребенка..........................153

5.5.6. Отношение ребенка к встречам психотерапевта

с родителями.........................................................................154

5.5.7. Вопрос о взаимодействии с родителями ребенка: позиция М. Кляйн................................................................................154

ГЛАВА 6. Становление техник детского психоанализа...........................158

6.1. Толкование сновидений................................................................158

6.2. Свободные ассоциации у детей: противостояние взглядов

А. Фрейд и М. Кляйн.....................................................................159

6.3. Анализ способов самовыражения ребенка..................................163

6.3.1. Континуум детского самовыражения и пригодность

к психоанализу.......................................................................163

6.3.2. Вербальные формы экспрессии...........................................165

6.3.3. Невербальный материал.......................................................169

6.3.4. Особенности отреагирования (acting out) у детей.............175

6.4. Сопротивление в детском анализе...............................................178

ГЛАВА 7. Развитие подходов к технике анализа переноса.....................181

7.1. Ранние взгляды А. Фрейд на проблему переноса у детей..........181

7.2. Проблема невроза переноса в детском психоанализе................182

7.3. Возможности создания невроза переноса у детей и значение искусственных терапевтических сред...........................................186

7.4. Пересмотр взглядов на проблему невроза переноса в поздний период творчества А.Фрейд..........................................................191

7.4.1. Идентичность невроза переноса у детей и взрослых: вопрос остается открытым...................................................191

7.4.2. Природа регрессивного отклика в детском анализе...........193

7.4.3. Отсутствие невроза переноса у детей — проявление природы детской психики или же следствие

неверного метода?.................................................................194

7.4.4. Возможно ли восполнение отсутствующего в жизни ребенка эмоционального опыта?.........................................196

7.5. Виды переноса...............................................................................199

7.5.1. Детский аналитик как объект либидозного и агрессивного переноса.................................................................................199

7.5.2. Перенос как специфический феномен (узкое понимание переноса)............................................................200

7.5.3. Детский аналитик как объект для экстернализации..........204

7.6. Психотерапевт как реальное лицо и характер

отношений с ним..........................................................................206

7.6.1. Варианты отношений к психоаналитику как к реальной личности.................................................................................206

7.6.2. Разрешение реальных отношений и неразрешение переноса в ходе анализа...........................................................208

ГЛАВА 8. Виды психотерапевтического вмешательства..........................211

8.1. Интерпретация в детском психоанализе.....................................211

8.1.1. Начальный этап психотерапии и выбор

стратегии интерпретации......................................................211

8.1.2. Принципы интерпретации...................................................213

8.1.3. Интеллектуальная незрелость ребенка: необходимость объяснения и прояснения реальности.................................217

8.1.4. Определение значимости и эффективности интерпретации. Основные функции интерпретации..........219

8.1.5. Детские реакции на интерпретации. Основные терапевтические приемы для работы с ними.....................219

8.1.6. Проблема инсайта и самонаблюдения в детском

анализе....................................................................................223

8.2. Проработка материала...................................................................226

8.3. Другие виды психотерапевтического вмешательства..................228

8.4. Проблема модификации технических процедур.........................230

ГЛАВА 9. Возможности и границы детского психоанализа.....................237

9.1. Завершающий этап детского психоанализа.................................237

9.1.1. Может ли детский психоанализ продвинуться дальше взрослого?..................................................................................237

9.1.2. Проблема причин и структуры вытеснения........................239

9.1.3. Способно ли детское Суперэго справиться

с освобожденными влечениями?.........................................240

9.1.4. Проблема преемственности достигнутых результатов лечения...................................................................................244

9.1.5. Осторожная позиция детских психоаналитиков.................246

9.1.6. Дети, их родители и возможности анализа.........................249

9.2. Рефлексия правил, условий и задач работы на зрелом этапе развития детского психоанализа..................................................251

9.2.1. Ограничения экспрессии ребенка: терапевтическое значение.................................................................................251

9.2.2. Проблема возможности физического контакта

и удовлетворения потребностей ребенка.............................253

9.2.3. Исследование смысла желаний ребенка и балансирование между поддержкой и фрустрацией.......................................256

9.2.4. Цели и метод детского психоанализа..................................257

9.2.5. Проблема окончания лечения..............................................259

9.2.6. Расставание и его терапевтический смысл.........................261

Заключение..........................................................................................264

Литература............................................................................................266

Приложение. Практикум: Диагностический профиль ребенка ...271

Loading

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24