Год выпуска: 2007
Издательство:
Речь
Серия: Психологический
практикум
ISBN: 5-9268-0184-2
Формат:
DOC
Качество: eBook (изначально
компьютерное)
Количество страниц:
396
Главным достоинством
книги является введение в психологию
в такой форме, которая делает возможным
для читателя ознакомление с достижениями
современной психологии. В доступной
форме представлены основные психологические
понятия и их взаимоотношения. Ясная
логика изложения, простой язык,
показательные примеры и иллюстрации
помогут читателю не только получить
необходимые знания, но и научиться
пользоваться ими в повседневной жизни.
Автор представил содержание таким
образом, чтобы оно отвечало интересам
большого числа читателей: руководителей,
менеджеров, учителей, студентов. В конце
каждой главы содержатся сведения о
практическом применении изложенных
сведений, принципов, правил.
Читатели
любой профессии, возраста и семейного
положения познакомятся с огромными
резервами психики - памяти, эмоций,
интеллекта, сознания, что позволит им
развивать собственные способности и
возможности.
Оглавление:
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................................................................................... 2
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ................................................................................................................... 6
Становление психических процессов............................................................................................................................................... 6
Погружение и свертывание............................................................................................................................................................... 10
Формирование произвольности....................................................................................................................................................... 13
Использование принципа погружения при обучении................................................................................................................ 15
ВОСПРИЯТИЕ........................................................................................................................................................................................... 17
Основные характеристики восприятия.......................................................................................................................................... 17
Активность восприятия и значение обратной связи................................................................................................................... 21
Объем и структура информации и адекватное восприятие..................................................................................................... 25
Перестройка восприятия при обучении......................................................................................................................................... 29
ВНИМАНИЕ.............................................................................................................................................................................................. 34
Внимание как ограничение поля восприятия............................................................................................................................... 35
Характеристики внимания................................................................................................................................................................. 39
Развитие произвольного внимания.................................................................................................................................................. 42
Замечания по управлению вниманием.......................................................................................................................................... 43
ПАМЯТЬ..................................................................................................................................................................................................... 50
Виды памяти.......................................................................................................................................................................................... 51
Формы памяти....................................................................................................................................................................................... 59
Промежуточная память и механизмы сна..................................................................................................................................... 68
Долговременная память..................................................................................................................................................................... 76
Способы управления памятью......................................................................................................................................................... 88
МЫШЛЕНИЕ............................................................................................................................................................................................. 95
Допонятийное и понятийное мышление........................................................................................................................................ 96
Этапы мыслительного процесса................................................................................................................................................... 106
Характеристики мыслительного процесса................................................................................................................................. 110
Способы активизации мышления.................................................................................................................................................. 120
ЭМОЦИИ.................................................................................................................................................................................................. 131
Биологическое и психологическое значение эмоций.............................................................................................................. 131
Развитие эмоций................................................................................................................................................................................. 140
Стресс и его особенности................................................................................................................................................................ 143
Управление эмоциями...................................................................................................................................................................... 151
РЕЧЬ И ЯЗЫК.......................................................................................................................................................................................... 159
Развитие речи...................................................................................................................................................................................... 160
Вспомогательные средства языка................................................................................................................................................. 171
СОЗНАНИЕ.............................................................................................................................................................................................. 177
Сознание как высшая ступень развития психики..................................................................................................................... 178
Взаимодействие сознания и подсознания................................................................................................................................... 184
Способы психологической защиты.............................................................................................................................................. 189
Преодоление психологической защиты...................................................................................................................................... 197
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ............................................................................................ 205
Асимметрия полушарий и специфика психических процессов............................................................................................ 206
Интуиция: многократная смена доминирования...................................................................................................................... 217
Пути развития интуиции.................................................................................................................................................................. 222
Эффективность обучения и роль правого полушария............................................................................................................ 231
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ.......................................................................................................................... 235
Темперамент и продуктивность деятельности.......................................................................................................................... 243
Задатки и способности..................................................................................................................................................................... 247
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.............................................................................................................................. 253
Особенности психологии юношеского возраста...................................................................................................................... 254
Специфика психологической активности в зрелом возрасте................................................................................................ 263
ОБЩЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ................................................................................................................................................................... 272
Самооценка и уровень притязаний............................................................................................................................................... 274
Влияние профессии на общение.................................................................................................................................................... 282
Авторитет преподавателя и эффективность общения............................................................................................................. 286
Куратор и двойная адаптация студента..................................................................................................................................... 291
Проблемы общения в семье............................................................................................................................................................. 296
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ................................................................................................................................................. 312
Конкретные ситуации....................................................................................................................................................................... 324
Метод инцидента............................................................................................................................................................................... 327
Тренировка чувствительности....................................................................................................................................................... 330
Мозговая атака................................................................................................................................................................................... 334
Деловые игры...................................................................................................................................................................................... 339
Метод погружения............................................................................................................................................................................. 342
ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ......................................................................................................................... 354
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................................................... 379
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................... 381
ОГЛАВЛЕНИЕ.................................................................................................................................................................................... 395