Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»
Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»
Стихотворение Брюсова
"Кинжал" отсылает сразу к двум
классическим стихотворениям - пушкинскому
"Кинжалу" и стихотворению Лермонтова
"Поэт". От них стихотворение Брюсова
наследует метрику, ритм, образный
ряд.
Стихотворение
Пушкина в меньшей степени значимо для
понимания брюсовского "Кинжала":
Пушкин воспевает кинжал как орудие
возмездия, как символ освобождения от
тирании. Образ кинжала никак не связан
здесь с идеей поэта, поэзии, как в
стихотворении Брюсова. Однако поэтическая
традиция, которой принадлежит "Кинжал"
Брюсова, начата именно стихотворением
Пушкина. Об этом свидетельствует и
метрика стихотворения: как и пушкинское,
стихотворение Брюсова написано
разностопным ямбом. Правда, у Пушкина
чередование четырёх-, пяти-, шести- и
семистопных строк свободно и не
повторяется в разных строфах, тогда как
все строфы у Брюсова имеют схему 6-7-6-5;
но пронизанное духом свободы стихотворение
Пушкина, видимо, и не могло иметь строго
порядка в чередовании разностопных
строк. Брюсов же делает акцент не на
свободе, а на отточенности, безупречности
своего дара-оружия.
Лермонтовский
"Кинжал" гораздо активнее используется
Брюсовым. Само уподобление поэта кинжалу,
противопоставление поэта толпе, строгое
чередование шестистопных строк с
мужскими рифмами и пятистопных - с
женскими (у Брюсова также все строки из
6 стоп нечётны и имеют мужские окончания.
а строки из 5 и 7 стоп - женские) - всё это
объединяет стихи Лермонтова и Брюсова.
Но на этом общем фоне особенно отчётливо
видны различия.
Лермонтов
говорит о поэте, позабывшем о своём
предназначении и потому подобном
разукрашенному, но бесполезному кинжалу,
которым забавляется праздная толпа. У
Брюсова поэт сам отказывался от служения
людям, пока не почувствовал голоса бури,
не услышал зова истории; он верит, что
его песнь созвучна грядущим потрясениям,
а потому готов снова быть "с
людьми".
Вообще
Брюсов скорее отталкивается от традиции,
чем следует ей. Лермонтовский "Поэт"
выстроен как аллегория: картинное
описание кинжала, его судьбы получает
истолкование во второй половине
стихотворения. Стихотворение Брюсова
начинается даже не с рассказа о кинжале,
а с короткого упоминания о "нём" -
если не читать названия, не сразу и
догадаешься, о чём идёт речь - кинжал,
меч, нож? И тут же появляется фигура
поэта - причём фигура отвлечённая; лишь
во второй строфе автор говорит, что поэт
- он сам (ещё одно отличие от стихотворения
Лермонтова: там автор постоянно обращается
к поэту "ты", и мы можем лишь
догадываться, подразумевает ли Лермонтов
самого себя).
В трёх
строфах из пяти речь вообще идёт не о
кинжале, а о том, как поэт относится к
окружающим; да и в обрамляющих стихотворение
строфах кинжал - вспомогательный образ.
Брюсов использует хрестоматийные
стихотворения, чтобы на их фоне вывести
собственный рисунок.
В
то же время Брюсов как бы реализует
пророчества, содержащиеся в стихах
Пушкина и Лермонтова. Орудие возмездия
наконец востребовано; "осмеянный
пророк" не только проснулся, но и
встаёт во главе начинающегося движения.